Главная Культура 00:01 19 Января 2024 3973
Небо. Самолет. Девушки

На экраны выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, задающий новый градус правды в военном кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Боль режиссера по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Режиссер отдал этой этапной для него работе пять лет жизни. Сценарий начали писать еще в 2018 году вместе с Еленой Киселевой (ранее она работала с Андреем Кончаловским над лентами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи»). Съемки стартовали в январе 2020 года, но уже весной были остановлены из-за эпидемии коронавируса. Потом пришлось отказаться от экспедиции в Европу, где сохранились самолеты военной поры, и, по сути, начинать работу с нуля.

В июле 2021 года группа была собрана вновь. Были построены макеты военных самолетов в натуральную величину, созданы аэродромы с грунтовым, как во время войны, покрытием. Пошиты сотни единиц военной формы образца 1941 года. Наконец, было найдено уникальное инженерное и творческое решение для съемки воздушных боев, максимально приближенных к реальным условиям. Сами съемки проходили в четырех регионах страны, куда перевозили военную технику, и в павильонах студии Главкино. Подводила погода, болели актеры, но в итоге «Воздух» удалось снять на таком уровне качества, за который режиссеру, по его словам, не стыдно.

Премьера фильма состоялась на Токийском кинофестивале. Залы на показах были полны. Публика, по свидетельствам очевидцев, смотрела «Воздух», не шелохнувшись. Картина, увы, осталась без наград, хотя Алексей Герман редко когда уезжал с фестивалей без призов. Видимо, в нынешних условиях рассчитывать на признание международных фестивалей нашему кино не приходится. Как и на выход в широкий мировой прокат – а именно такую амбициозную задачу ставил перед собой режиссер, приступая к работе.

В интервью «Труду»в мае 2020 года Алексей говорил, что хочет снять фильм, не уступающий по масштабу съемок, визуальной мощи «Дюнкерку» или модной на тот момент картине «1917». И это при том, что бюджет «Воздуха» составлял тогда скромные даже для российского кино 450 млн рублей. В дальнейшем из-за погодных условий и прочих неурядиц бюджет фильма вырос, но все равно он в разы меньше, чем у голливудских раскрученных блокбастеров.

Но не с ними хочется мне сопоставлять новый фильм Алексея, а с нашей военной классикой. Тем более, что в ходе подготовки к съемкам режиссер покадрово вспомнил фильмы своего отца – «Двадцать дней без войны» и «Проверка на дорогах», пересмотрел прекрасные советские фильмы: «Балтийское небо», «Торпедоносцы», «На войне как на войне», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Они сражались за Родину»…

А еще он перечитал военную поэзию и основной корпус прозы писателей-фронтовиков -- произведения Виктора Астафьева (наверное, не случайно у главного героя «Воздуха» фамилия Астафьев), Константина Симонова, Виктора Некрасова, Константина Воробьева, Григория Бакланова, Василя Быкова, «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. И это напитало его той творческой энергией и нравственной убежденностью, которая была необходима для работы над фильмом, задающим, как мне кажется, новый уровень правды о войне в современном российском кино.

Мы уже начали привыкать к тому, что Великая Отечественная стараниями бойких ремесленников от кино превратилась на экране в этакую войнушку, в лихие компьютерные стрелялки. А любая война, даже самая праведная, – это всегда еще и кровь, гной, голод, грязь, оторванные конечности, предсмертные стоны и судороги раненых, трупы убитых. Это ежечасно, ежеминутно пропитанный смертью воздух. Именно такой предстает война в первых кадрах фильма «Воздух». Немецкие асы, пользуясь преимуществом в воздухе в первые годы войны, расстреливают колонну с женщинами и детьми на Дороге жизни. Мы видим горящие машины, мертвых детей и матерей, бредущего в дыму пожарища малолетнего ребенка…

От этих кадров сжимается сердце. Но и дальше будет не сильно легче. В поредевший из-за потерь авиационный полк прибывает пополнение: горстка молодых девушек, только что закончивших летное училище. Среди них Катя (Аглая Тарасова), Маша (Кристина Лапшина), Марина (Кристина Исайкина)… Командир полка, тот самый Астафьев (убедительная роль Сергея Безрукова), поначалу не допускает девушек к полетам, мол, их место при кухне и санбате. Послабление он делает только для опытной летчицы Риты (Елена Лядова), с которой они давно и близко знакомы. Но постоянные потери вынуждают его отправлять в бой необстрелянных летчиц, которые будут отважно сражаться и погибать на наших глазах…

К сожалению, далеко не все из героинь и героев этого фильма подробно обрисованы на экране. Не всех мы успеем запомнить и полюбить прежде, чем они уйдут в вечность. Фильм вообще перенаселен персонажами (в нем занято 50 профессиональных актеров, не считая массовок) и всевозможными драматичными событиями. «Воздух» охватывает три тяжелейших года войны, включая бои под Ленинградом и Сталинградом, на Южном фронте. А еще в орбиту ленты попадает блокадный Ленинград, где прозрачная от голода артистка будет петь для изнуренных защитников города классические арии, и партизанский отряд, где вместе с бородатыми мужиками плечом к плечу воюют подростки.

Такой охват материала - под силу эпопеям, каковыми в свое время были, скажем, «Живые и мертвые» Александра Столпера или «Освобождение» Юрия Озерова. «Воздух» пытается вбить огромный пласт военного лихолетья в 2,5 часа экранного времени. Отсюда в первой половине ленты возникает ощущение фрагментарности, «кусочности» происходящих событий. Но ближе к финалу все отчетливее вырисовывается, укрупняется главная сюжетная линия фильма: история взросления, если угодно, мужания юной летчицы Жени Беловой (самоотверженная работа Анастасии Талызиной), которая проходит в фильме свой крестный путь.

Дочь врагов народа, вынужденно отрекшаяся от родителей, Женя не держит зла на страну. И в час беды вызвалась ее защищать, хотя поначалу и не может выстрелить, как она говорит, « в живое», будь то человек или лошадь. Невысокого роста, хрупкая, с чистым детским личиком, Женя внешне похожа на ангела. Но война с ее жестокими законами выковывает из нее бойца. Воина. Ангела мщения. На фюзеляже ее самолета со временем появятся звезды – свидетельства сбитых немецких стервятников. А оказавшись под Сталинградом в одной траншее с фашистом, она будет исступленно колоть его в живот ножом, мстя за погибших ленинградских детей, за убитых подруг, за свою горькую, опаленную огнем войны юность.

Не знаю, закладывал ли Алексей Герман такую ассоциацию, но в эти мгновения мне вспомнились стихи Юлии Друниной, которая в 16 лет «ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод». Навсегда травмированная войной, она уже в мирное время написала вот эти пронзительные строки, вошедшие во все антологии военной поэзии: «Я столько раз видала рукопашный, /Раз наяву. И тысячу – во сне./ Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне».

К счастью, ничего не знает о войне (в друнинском понимании этих слов) и большинство из нас. Фильм «Воздух» не содержит прямых отсылок к происходящим сегодня событиям – военным пожарам, которые полыхают сразу в нескольких регионах мира. Но развенчание войны, как увлекательной компьютерной или кинематографической забавы, любовь режиссера к человеку, его боль по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5141
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4215
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...