В Русском музее продолжают обновлять экспозиции и готовить новые выставки. Декабрьский вернисаж посвящен ни больше ни меньше — поискам Шамбалы, самобытному творчеству Николая Рериха, замешенному на многолетнем изучении легенд и преданий народов Севера, а также буддистских источников. Нынешняя большая выставка основана на коллекции, некогда подаренной музею семьей Рериха.
Многогранное творчество Николая Рериха хорошо изучено. Живописные полотна неоднократно экспонировались. Он сам написал немало статей и книг — о себе, своих экспедициях в Гималаи и другие «места силы», где, считал, надо искать «неземное чудо землян», помогающее человечеству поддерживать миропорядок. Но каждый раз открываешь его заново.
Вот и теперь, едва перешагнув порог выставочного зала музейного корпуса Бенуа, замираешь у небольшого холста 1898 года «Сходятся старцы». Притемненный фон, силуэты людей — неявные и неясные, они, скорее, угадываются, слившись с окружающей природой. Рериху в ту пору лишь 24, из них без малого 10 он с увлечением участвует в археологических раскопках древних курганов, ведущихся в окрестностях Извары, что в 80 км от Петербурга, близ имения его родителей. И не просто участвует — делает важные находки, зарисовывает их, осмысливает. Эти старцы — не из тех ли курганов Х века?
Археология быстро привела его к истории. Узнать о прошлом, чтобы понять будущее, — это стало для него одной из главных задач. Оттуда же, из исторических разысканий, приходило и вдохновение для новых сюжетов: «Каменный век. Север. Олени», «Каменный век. Север. Охота на моржей», «Северный этюд». А еще — «Идолы», которые в его представлении связаны с курганами в окрестностях Петербурга, о них он был наслышан от местных жителей, в чьей генетической памяти сохранились предания о временах, когда к каменным истуканам люди приходили молиться. Он любил эту картину. Писал: «В ней ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение».
В Волосовском районе Ленинградской области, в той самой Изваре, где прошла юность художника, и сегодня можно услышать рассказы о тысячелетних идолах. Говорят о них с уважением. Здесь оберегают родовой дом Рериха, в нем сейчас открыт популярный у туристов музей.
Для многих имя Николая Константиновича ассоциируется прежде всего с «космосом на Земле» — Гималаями. Полотна, посвященные русской природе, славянским преданиям, отечественным былинным героям, не так часто попадают на выставки. Нынешняя экспозиция восполняет этот пробел. Но, разумеется, и Гималаи не забыты — занимают несколько залов. Идешь, и с одной стороны от тебя — «Темные вершины. Вечер», с другой — «Скалы Лахула» и «Золотая туча над синей вершиной». А прямо — «Нанда Деви», «Вершина на рассвете», «Горное озеро. Перевал Бара-Лача». Небывалые краски и мир, до конца не познанный и не понятный. Может быть, это и есть та самая Шамбала — чудо природы и человеческой культуры в восприятии великого художника? Или просто знак фантастической влюбленности Мастера в нашу земную жизнь?
«От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей», — писал Рерих на склоне лет. Его живопись — голубые горы, сияющие снега, красные вершины и черные пики, но также и «Борис и Глеб», «Сеча при Керженце», «Соловей-разбойник» и «Вольга Святославович» — огромный источник радостных открытий для нас нынешних.
P.S. Продлится выставка в корпусе Бенуа до 8 марта 2021 года.