
Близится красивая дата: 125 лет со дня рождения кино. Напомню: 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий киносеанс — и это открыло эру нового вида искусства. В течение нескольких десятилетий «десятая муза» покорила весь мир. Кино показало свою жизнестойкость в годы самых жестоких испытаний: кинотеатры работали даже в годы экономических депрессий, а фильмы снимались даже во время мировых войн. И это, увы, обернулось тем, что к нынешнему юбилею, который мог бы стать грандиозным праздником для человечества, кинематограф понес самые жестокие потери за всю свою историю.
Случилось небывалое и невиданное. Во время всемирного локдауна кинотеатры закрылись на срок от нескольких месяцев до полугода, а съемочные группы и даже целые киностудии, в том числе и «Мосфильм», надолго ушли на карантин. Был отменен ряд крупных международных кинофестивалей, включая самый престижный из них — Каннский, который в последний раз был закрыт в 1968 году из-за бурных студенческих волнений.
Ситуация, увы, не нормализовалась до сих пор. В каких-то странах кинотеатры активно работают, как в Китае. В каких-то, как, например, в Германии и Франции, из-за второй волны пандемии они опять оказались на замке. То же самое происходит и со съемками новых картин, и с фестивалями. Масштаб бедствия еще предстоит осознать и оценить, но уже подсчитано, что из-за пандемии мировая киноиндустрия потеряет в нынешнем году 32 миллиарда долларов. А мировые кассовые сборы составят только треть от 2019 года.
Эти потрясения не обошли стороной и Россию. В уходящем году киноотрасль потеряет около 23 миллиардов рублей, а это примерно 50% годового оборота. Больнее всего ситуация ударила по кинотеатрам. До конца года, еще недавно печалился советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, может закрыться до половины (!) существующих в стране кинотеатров. Прогноз, к счастью, пока не сбывается. Решение властей о заполняемости залов на 25% позволило большинству киноплощадок остаться на плаву. Если удастся что-то заработать в новогодние каникулы, то кинотеатры протянут еще несколько месяцев. Если заработать не получится, то уже в январе-феврале можно ожидать массовых банкротств кинозалов и их владельцев.
Настоящим бедствием для наших кинотеатров стало отсутствие в прокатной афише «большого Голливуда», то есть, высокобюджетных американских блокбастеров, которые традиционно привлекают массового зрителя. После карантинных мер, объявленных еще в марте уходящего года, на экраны из обещанных ранее голливудских хитов вышли только «Довод» и «Мулан» — и они ожидаемо сделали кинотеатрам кассу. А десятки громких релизов, в том числе, 25-я серия бондианы под бодрым названием «Не время умирать», переехали на следующий год.
Но в любой беде, как учит нас классик, скрывается и нечто перспективное. Отсутствие громких голливудских новинок открыло экраны для новых российских фильмов. Я живу в подмосковном Королёве, и еще год назад в местных кинотеатрах шли только американские картины да изредка прорывались наши самые статусные «патриотические блокбастеры». Нынче картина изменилась самым радикальным образом. В кинотеатрах за последние месяцы можно было посмотреть не только высокобюджетную военную драму «Подольские курсанты», или спортивный байопик «Стрельцов», или историческую костюмную фантазию «Серебряные коньки», но и новинки авторского кино: «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Хандра» Алексея Камынина, «Трое» Анны Меликян...
Только с начала возобновления работы кинотеатров после карантина на экраны вышло порядка 60 российских фильмов. А до локдауна в прокате успели появиться такие успешные в кассовом отношении ленты, как «Вторжение» Федора Бондарчука и «Лед-2» Жоры Крыжовникова. Благодаря совокупности этих факторов доля российского кино в прокате в нынешнем году может составить порядка 30%. То есть, получается, что почти каждый третий билет был куплен зрителями на отечественный фильм. Такого давно не было. Напомню, что в прошлом году эта цифра составляла порядка 20%.
Порадуемся за российское кино, которое в нынешних непростых условиях выжило и даже отвоевало себе существенную часть кассы и экранного времени у иностранных конкурентов, хотя это не снимает острых вопросов к руководителям отрасли. Например, таких. Как могло случиться, что самым кассовым фильмом после открытия кинотеатров стала низкопробная, изобилующая, извините, сортирным юмором комедия «Непосредственно Каха», снятая за 55 миллионов частных вложений и собравшая в итоге в десять раз больше? А где успешная продукция Фонда кино, который был создан специально для съемок потенциальных прокатных хитов?
Почему с треском провалился в прокате «Вратарь Галактики», обошедшийся едва ли не в миллиард рублей и собравший на наших экранах всего 75 миллионов? Почему снятый за 150 миллионов фильм «Цой», который благодаря одному только имени музыканта в названии должен был стать кассовым хитом, заработал только пятую часть затраченных на него средств? И куда ежегодно распыляются 8 миллиардов рублей, которые выделяются из бюджета на кинематограф, если окупаются в прокате от силы только 10% процентов картин? Эти вопросы, задаваемые с завидной регулярностью журналистами, похоже, плавно переходят на 2021 год.
Но не хотелось бы заканчивать материал на минорной ноте. Тем более, что не рублем единым измеряется ценность кино. А в уходящем году были и творческие удачи, и фестивальные победы. Среди них — главный приз Московского кинофестиваля, справедливо присужденный пронзительной военной драме «Блокадный дневник» в постановке Андрея Зайцева. В Италии, в конкурсе «Венецианские горизонты», победу одержал обаятельный «Китоboy» дебютанта Филиппа Юрьева. Молодой режиссер Иван Твердовский стал триумфатором на фестивалях в Каире и Коттбусе, где его картина «Конференция», навеянная трагедией на Дубровке, получила сразу три весомые награды.
Но, наверное, самого большого успеха добился неувядаемый Андрей Кончаловский, который в свои 83 года завоевал специальный приз жюри в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля за фильм «Дорогие товарищи!». Позже эта черно-белая политическая драма, рассказывающая о расстреле мирной демонстрации рабочих в 1962 году в Новочеркасске, была удостоена приза за режиссуру на фестивале в Чикаго. И это делает фильм, выдвинутый от России на «Оскар», весомым претендентом на главную кинопремию мира, которую в последний раз российское кино завоевало, напомню, фильмом «Утомленные солнцем». Было это в далеком 1995 году. Не пришла ли пора повторить?