В Москве, в МГУ имени Ломоносова, финишировала IХ Межрегиональная научно-техническая конференция молодых специалистов ОАО «НК «Роснефть». Пока 235 участников, уже одержавших победу в региональных турах от 65 дочерних обществ компании, состязались в бизнес-игре, их работы изучали представители компетентного жюри, состоявшего из 84 менеджеров «Роснефти». Лучшие проекты после необходимых доработок будут рекомендованы к внедрению в производство. А их авторы и наставники награждены дипломами и денежными премиями в размере от 50 до 120 тысяч рублей.
Каждый человек хочет найти или не потерять «правильную» работу — то есть такую, на которой он будет предельно востребован, на которой будут реализовываться его способности и где он сможет расти. Согласно социологическим опросам, многие молодые люди хотели бы работать в компании «Роснефть».
Но вот что интересно: «Роснефть» тоже находится в постоянном поиске правильных сотрудников и прилагает к этому серьезные усилия. Несмотря на обилие желающих, в нефтяной отрасли все еще остается дефицит квалифицированных специалистов. Нефтяникам, как в свое время оборонной промышленности, нужны лучшие выпускники школ, лучшие студенты, победители научных конкурсов и олимпиад, мотивированные на работу в отрасли.
В «Роснефти» в течение ряда лет идут по трудному, но эффективному пути — терпеливо готовят собственных высококвалифицированных специалистов. Для этого в компании действует программа «Школа — вуз — предприятие». И состоявшаяся в МГУ конференция — это как раз одно из важнейших мероприятий по вовлечению таланта молодых в научно-практическую деятельность компании.
От ранца до нефти
Стартует программа «Школа — вуз — предприятие», как видно из названия, со школы. В регионах своей деятельности «Роснефть» создает специализированные классы, где дети проходят школьный курс с углубленным изучением профильных дисциплин (физика, химия, геология, экономика и так далее) и периодически посещают практические занятия на ближайшем предприятии компании. Сегодня работает 87 таких «Роснефть-классов» в 43 городах России во всех стратегически важных регионах присутствия компании. Мне довелось побывать в одном из них, в Красноярске, поэтому имею возможность поделиться личными впечатлениями.
В общем, если кто видел детей из физико-математической школы, тот поймет, о чем речь. Эти школьники заметно отличаются от обычных старшеклассников. На переменах они не курят за школой, не хулиганят и не меряются силой. Уже в этом нежном возрасте они понимают, чего хотят, и идут к цели — такое состояние души делает их отличными внешне. В красноярской школе, в которой я побывал, специально для учеников «Роснефть-класса» оборудован ряд кабинетов с лабораторным оборудованием. Ученики участвуют в профильных конкурсах, самых разных научных олимпиадах, а также вместе ходят в походы и летом ездят на месторождения «Роснефти».
В «Роснефть-класс» берут лучших школьников со всего края. В результате некоторые дети добираются в школу из других районов города и из пригородов, но говорят, что это того стоит. И хотя все они прошли общий серьезный конкурс при поступлении в этот класс, у них очень разные увлечения. Кто-то мечтает о романтике неизведанных земель и готовит себя к геологоразведке, а кто-то уже в 15 лет изучает взаимодействие ультразвука с породой различного состава и плотности и собирается лучше всех видеть на глубине нескольких километров под землей глазами приборов. Кто-то мечтает строить подводные города в Северном Ледовитом океане, где будут добывать нефть и газ, а кто-то собирается работать на нефтеперерабатывающем заводе и уже теперь разрабатывает новые катализаторы для очистки нефтепродуктов. Одна девочка во время нашего с ней разговора постоянно что-то смешивала в пробирках и рассказала, что скоро откроет более дешевый и эффективный способ очистки нефти, чем применяющийся на практике. А другая объясняла, что каждая «дочка» «Роснефти» — это могучий организм с тысячами сотрудников, и если придумать способ идеальной организации такого организма, можно сделать работу всей компании более эффективной.
У читателей может возникнуть вопрос: откуда эти дети в 15-16 лет знают, что хотят связать свою жизнь с нефтью? Ответ прост: большинство из них выросли в нефтяных регионах. А в нефтяных регионах работать, как там говорят, «на нефти» — самое почетное дело. Тем более что «на нефти» можно быть и химиком, и физиком-фундаменталистом, и технологом, и экономистом, и юристом и так далее.
Теория хорошо, но практика лучше
Как вы понимаете, учеба в «Роснефть-классе» ни к чему не обязывает. После окончания такого класса можно поступать на филологический факультет МГУ, учиться за границей или вообще ничего не делать. Однако практически все выпускники профильных классов «Роснефти» идут в нефтегазовые вузы. Тем более что подготовка у них сильная. Например, конкурс при поступлении на бюджетные места в Нефтегазовый университет имени Губкина составляет порядка 17 человек на место, а на коммерческие места — 12 человек на место. Согласитесь, что при такой конкуренции знания лишними не бывают. Выпускники же спецклассов не только чувствуют себя на экзаменах в своей тарелке, но еще и имеют шанс пройти без конкурса, если сдадут выпускные школьные экзамены на отлично. Однако поступить в вуз — только малая часть дела: в нем надо учиться. Причем в случае с нефтянкой — учиться по-настоящему, с полной творческой выкладкой.
Вы, верно, уже успели подумать, что слово «творчество» немного из другой песни? Судите сами. Я говорил со многими студентами Института нефти и газа Сибирского федерального университета. Все опрошенные излагали очень похожие мысли. Суть их в том, что для того, чтобы попасть работать в «Роснефть», во время обучения в вузе студент должен выделиться. Чтобы выделиться, надо участвовать во всех проходящих тематических конкурсах, олимпиадах и конференциях, занимать там призовые места, а в идеале — побеждать. Чтобы победить, необходимо выходить на соревнования со своими оригинальными проектами. Чтобы создать такие проекты, надо хорошо знать область, в которой собираешься что-то изобретать или модернизировать. Но мало знать только теорию — необходимо получить практические навыки работы в той системе, где ты намерен что-то улучшить.
Когда я услышал объяснения, мне стало понятно, почему все студенты, с которыми я говорил, мечтали во время летних каникул попасть на работу на Ванкор — Ванкорское месторождение на севере Красноярского края. Ведь это самое новое из действующих в стране месторождений, на нем применяются самые современные оборудование и технологии. Если студент разработает проект, с помощью которого можно улучшить самые передовые системы — как это сделали победители закончившейся в МГУ IХ Межрегиональной научно-технической конференции молодых специалистов, — то в нефтегазовой отрасли он не останется незамеченным. «Роснефть», со своей стороны, идет навстречу талантливым и целеустремленным. Головная компания и ее дочерние общества сотрудничают на основе долгосрочных комплексных соглашений с 30 вузами страны, 13 университетов имеют статус стратегических партнеров.
Для того чтобы отобрать лучших студентов для трудоустройства на свои предприятия, «Роснефть» проводит в подшефных вузах деловые игры, «Дни «Роснефти» и так далее. Всего ежегодно в вузах проводится около 100 подобных мероприятий.
Более 4 тысяч студентов ежегодно проходят производственную практику на предприятиях нефтяного гиганта. Треть студентов, прошедших практику, после окончания вуза трудоустраиваются в «Роснефть» с присвоением статуса молодого специалиста. За каждым из них закрепляется наставник из числа опытных работников.
В 30 лет уже серьезный человек
В 91 дочернем обществе «Роснефти» сегодня работают более 3,5 тысячи молодых специалистов. Это выпускники высших учебных заведений. Молодым специалистам помогают адаптироваться на предприятии, вовлекают в научно-техническое творчество, организуют дополнительное обучение, выявляют и развивают молодых специалистов с лидерским потенциалом. По результатам деловых оценочных игр и модульного обучения лучшие молодые специалисты получают рекомендацию по включению в кадровый резерв дочерних обществ.
«Вот вы спрашиваете, почему нефтянка, почему «Роснефть», — рассказывал мне 29-летний директор по научным разработкам сибирской «дочки» «Роснефти». — Я по образованию физик-фундаменталист. Куда бы я пошел? В академию наук? Работал бы в лаборатории с оборудованием середины XX века, и до 40 лет все смотрели бы сквозь меня. А тут я занят серьезным, нужным делом, мои знания работают, меня ценят и достойно вознаграждают. В 30 лет я серьезный человек. Скажете, этого мало?»
«Я работаю на месторождении с более чем наполовину выработанными запасами, — говорил мне победитель конкурса профмастерства «Роснефти» 2012 года, заместитель начальника цеха по геологии, автор четырех научно-практических работ, 28-летний Антон из «Самарнефтегаза». — Чтобы наши месторождения продолжали стабильно давать нефть, надо постоянно совершенствовать технологию добычи. Благодаря внедрению моих разработок добыча на ряде скважин увеличилась в три-четыре раза — это уже награда. А кроме того, «Роснефть» стимулирует хорошую работу и исследовательскую деятельность. Но это второй фактор. А первый, еще более мощный, — престиж. У нас престижно быть, как бы это сказать... влюбленным в свое дело. Даже очень престижно. Все это вместе при наличии правильно выбранной профессии и некоторого честолюбия позволяет вкладываться в работу самым естественным образом». С целью максимального вовлечения молодых специалистов в научно-техническое творчество компания проводит конференции на уровне предприятия, региона, компании, участниками которых становятся более 50% молодых специалистов. Около 20% лучших проектов, представленных на итоговой конференции «Роснефти», рекомендуются к внедрению.
В дочерних обществах компании работает 73 совета молодых специалистов. Основными функциями советов являются содействие молодым специалистам в освоении производственной деятельности, помощь в решении социальных проблем, представление интересов молодых специалистов перед руководством, проведение конференций, участие совместно с кадровыми службами обществ в работе с высшими и средними профессиональными учебными заведениями и т. п. У крупнейшей нефтегазовой компании страны десятки крупных проектов в самых разных регионах. И везде нужны специалисты, способные творчески решать поставленные задачи.