
Неугомонный Дональд Трамп сообщил, что намерен упразднить департамент образования, поскольку его работа вредна для страны и лишь создает бюрократию. Министерства культуры в США, кстати, тоже нет. Зато появился департамент эффективности правительства с Илоном Маском во главе, предложивший 2 млн чиновников уволиться. А вот в России об упразднении непонятно чем занимающихся ведомств не думают — и может, зря?
Над проблемами образования у нас теперь работают аж два министерства: одно — науки и высшего образования, другое — просто просвещения. В результате, вместо того чтобы учить студентов и школьников, преподаватели занимаются составлением бесконечных отчетов и программ обучения.
Согласно опросам, 43% преподавателей вузов задумываются об уходе с работы. Среди причин — высокая учебная нагрузка, писанина, низкая зарплата. Доценты в региональных университетах получают 30-40 тысяч рублей. За годы реформ у нас потеряны десятки научных школ, число опытных педагогов со степенью кандидата или доктора наук продолжает уменьшаться. Как писали «Ведомости», с 2020 года из профессорско-преподавательского состава российских вузов выбыли 74 тысячи кандидатов наук, а аспирантов, которые могли бы их заменить, — всего 66 тысяч.
Неудивительно, что выпускники институтов жалуются: вуз дает устаревшие знания, которые никак не помогут в будущей профессии. Студенты указывают на неактуальность многих дисциплин в программе, а 52% выпускников жалеют о своем выборе и работать по специальности не собираются. И это в нынешние времена, когда квалифицированных специалистов так не хватает!
При этом весь процесс обучения строится по утвержденным в министерствах стандартам — никакой отсебятины. Провести через бюрократическую машину что-то новое, нужное рынку не так-то просто. Скажем, ветврачи годами добивались запуска ветеринарной интернатуры. И до сих пор нет программ для подготовки технологов по кормам для домашних животных — хотя они нужны компаниям. Мелочь? Но таких примеров множество.
Громко объявлено о выходе из Болонской системы высшего образования, из-под тлетворного влияния Запада. Но каким должно быть российское высшее образование, сколько требуется вузов и каких специалистов они призваны готовить? Внятных ответов нет.
В прошлом году во время приемной кампании в вузы разразился скандал в Первом Московском медицинском университете имени Сеченова. Призерам школьных олимпиад там отказали в льготном зачислении на бюджетные места — им предложили учиться платно, а обучение в Сеченовке по программе «лечебное дело» стоит 850 тысяч рублей в год! В вузе объяснили: «Объем бюджетных мест формирует Минобрнауки с учетом потребностей в кадрах». Получается, в министерстве не слышали о том, что врачей в стране катастрофически не хватает? И, стало быть, бюджетных мест должно быть больше. Чем же тогда чиновники заняты?
С Минпросвещения, отвечающим за школы, похожая ситуация. Там работа кипит: то ведомство вводит уроки семьеведения, то обсуждает возвращение школьных дискотек с целью повышения рождаемости, то борется с квадроберами. Из последних сообщений: министерство предложило составить перечень игрушек для детсадов, соответствующих традиционным ценностям. При этом в школах колоссальная нехватка учителей, которая растет с каждым годом. По данным Финансового университета при правительстве, в России уже сейчас не хватает 250 тысяч учителей. Большинство тех, кто сейчас преподает детям, — женщины пенсионного и предпенсионного возраста.
Давно известно, почему молодые преподаватели бегут из школ, не отработав и пары лет, — кто-то идет в репетиторы, а кто-то и вовсе меняет профессию. Скромное жалованье, необходимость работать на полторы-две ставки и тонны бессмысленной отчетности. Грустная шутка: «Школа — это место, где дети мешают учителям работать с документами».
Вот и задумаешься: а может, Трамп со своими резкими решениями по поводу разгона чиновников прав? Зачем они нужны, если с рвением занимаются решением любых вопросов, кроме самых важных?