
Одна из многих историй из сегодняшней школьной жизни. Недавно в Новосибирской области 28-летняя учительница начальных классов была уволена с работы после того, как вступилась за первоклассницу, убегавшую от мальчика-второгодника. Тот, по рассказам родителей, часто дрался, обижал девчонок. Вот и в этот раз погнался за одноклассницей, а учительница схватила его за плечо. Мама парня пожаловалась на педагога, и ту уволили с формулировкой «за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося».
За учительницу из сибирской глубинки вступились родители и коллеги, просят вернуть ее в школу... По нынешним временам обычная история. А я тем временем читаю новость, взорвавшую российское информационное пространство, — о том, что в китайской школе за провинности вполне законно бьют учеников указкой и ставят их стоймя.
Об этом со ссылкой на китайскую англоязычную газету South China Morning Post (SCMP) сообщили ведущие агентства. Вот и нашу общественность взбудоражили правила, действующие в экспериментальной школе в одном из городков в провинции Гуандун на юге Китая. Там решили за невыполнение домашнего задания или, например, за сон на уроке и прочие провинности позволить учителям бить учеников по ладоням указкой или линейкой (но не более 10 раз за каждую провинность!), а также наказывать «стоянием без разрешения сесть» в течение двух часов.
«Мы стремимся дать возможность ученикам нести ответственность за совершенные ими ошибки. Так они будут лучше осведомлены о необходимости предотвращать подобные ошибки и станут хорошими, законопослушными гражданами», — цитирует ТАСС правила школы.
А еще (о ужас!) там запрещается мальчикам носить длинные волосы, а ученицам — красить губы, делать маникюр и носить украшения. Не дозволяется также носить в школу одежду стоимостью более 100 юаней (1200 рублей) и обувь дороже 80 юаней (960 рублей).
Впрочем, если бы не телесные наказания, такие правила можно было бы посчитать обычным делом как для частных, так и для государственных китайских школ, поскольку они не выходят за рамки соответствующих рекомендаций Министерства образования КНР от 2021 года. Эти нормы не включают «палочную» дисциплину, однако и она не такая уж редкость в частных школах и в учебных заведениях для трудных, как сказали бы в СССР, подростков. Например, такие школы существуют при знаменитом Шаолиньском монастыре, где «воспитание болью и преодолением» является нормой. При этом родители нередко поддерживают такую практику или закрывают на нее глаза, считая, что наказания полезны для поддержания дисциплины и стимулирования учебы.
Интересно, что в ответ на рекомендации отменить телесные наказания руководство экспериментальной школы в провинции Гуандун отнюдь не стушевалось. А, как пишет SCMP, заявило, что школа считается лучшей в городе из-за высоких баллов, полученных выпускниками на государственных экзаменах. А если ученики и родители не принимают эти правила, они могут уйти в другие учебные заведения. Отмечается, что позицию руководства школы поддержали родители в подавляющем большинстве.
Что касается одежды, то в большинстве государственных школ китайские ученики одеты в единую форму, зачастую это простые спортивные костюмы. А еще откровением для российской публики будет узнать, что там в большинстве школ немыслимо использование учениками мобильных гаджетов. И что учебный день нередко длится с 07.00-07.30 и до позднего вечера в старшей школе. И каждое утро начинается с общешкольной зарядки и подъема национального флага:
Последние годы китайское правительство и образовательное сообщество озабочены тем, как уменьшить возросшую нагрузку на учеников. Но сокращение учебной программы отнюдь не означает вольности во внеклассной жизни. Во-первых, большинство школ работают по принципу интерната, а во-вторых, родители обязаны следить за тем, чтобы дети не зависали в интернете. За этим следит и государство. Поиграть в онлайн-игры можно только авторизовавшись по удостоверению личности родителей и только три дня в неделю, не более часа в день.
Как известно, в России несколько лет ведется бурная дискуссия, возвращать ли в школьную практику оценку за поведение учащихся. Наши учителя и родители, видимо, немало удивятся, узнав, что в китайской школе действует жесточайшая дисциплина. Например, там нельзя на перемене сломя голову носиться по коридору и орать. Да и перемен в нашем понимании нет — есть перерыв на обед, когда можно и нужно не только поесть, но и поспать. А за 10-15 пропущенных без уважительной причины уроков ученик гарантированно отчисляется из учебного заведения. И ищи потом школу, которая согласится принять оболтуса:.
Любопытной в этой истории представляется реакция российского образовательного сообщества. Люди, заточенные на западную модель образования, которая предполагала толерантность во всех видах, не только осудили практику китайской школы, но и проявили абсолютную неосведомленность о том, что происходит в Китае. Они предсказывают ужасные последствия «палочной дисциплины». «В России ребенок определен как главная ценность государства, — высокопарно заявляет в эфире председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор санкт-петербургского лицея № 369 Константин Тхостов. — Каждый человек неприкосновенен, уважение его личного пространства вне зависимости от того, ребенок это или взрослый, — это один из принципов нашего общества».
Ну-ну. Не хочу спорить по поводу «ценности каждой личности». Но последствия китайской модели образования налицо. Та самая дисциплина в школах КНР привела к тому, что Китай является одной из самых безопасных стран мира, особенно в плане уличной преступности, а китайцы по праву считаются одной из самых законопослушных наций. А еще китайская система образования привела к лидерству Китая в 37 из 44 ключевых технологий, которые определяют современное развитие.
Это, кстати, признало нынешнее американское руководство, которое в качестве главной ставит теперь задачу «догнать и перегнать Китай». Но для этого, как считают в США, нужно в том числе пересматривать фундаментальные принципы школьного образования. Например, разрешить конкуренцию между учениками и школьными классами, чем отличается китайская школа от западной.
Основатель «Телеграма» Павел Дуров, комментируя появление китайских моделей искусственного интеллекта, в том числе DeepSeek, который обрушил мировые рынки и произвел революцию в этой сфере, заявил, что корни успеха лежат в китайской системе образования. Не так давно президент Национальной академии наук США Марсия Макнатт обратилась с посланием к американской нации. В нем она с тревогой извещает, что Китай наголову опережает США в образовании и науке, что и определяет рывок КНР в самых высокотехнологичных отраслях экономики.
И немудрено. Например, в 2023 году количество новых патентов на изобретения в Китае составило почти 800 тысяч, а в США — 320. А в прошлом году доля китайских патентов составила половину от общемирового количества. А еще Китай готовит столько инженеров и научных работников высшего уровня, сколько остальной мир. Мы, увы, в этой гонке не участвуем.
Цепляясь за чуждую и скомпрометировавшую себя западную систему образования и ценностей, мы безнадежно отстали. Так что менторский тон в отношении китайского образования, мягко говоря, неуместен. А упорное нежелание признавать ошибки действительно достойно наказания в виде ударов указкой и стояния в углу.