Главная Культура Афиша 00:05 18 Октября 2024 253
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный широкой публике Юрий Ларин (1936–2014). А вместе с тем изобретенный художником метод, который он сам называл «концепцией предельного состояния». Авторские слова дали подзаголовок первой в Галерее выставке мастера, вобравшей сотню произведений 1970–2010-х годов из фондов самой ГТГ, собрания семьи художника, а также, и это настоящий знак качества, из коллекции семьи выдающегося специалиста по истории русского искусства Дмитрия Сарабьянова.

Правда, войдя в зал выставки, вы скорее всего мгновенно забудете предложенный ее героем строгий, практически научный термин. Со стен на вас обрушатся потоки света и сияние красок, такое ясное и чистое, каким оно может быть лишь в живой природе, пронизанной лучами солнца или приугасшей, чтобы встретить ночь. Нам всем не привыкать к пейзажам и портретам, однако для ларинских картин трудно подобрать жанровое определение. Судя по названиям и сюжетной канве, здесь в самом деле портреты, пейзажи, бытовые зарисовки. Однако художник явно не стремится прописать предметы во всех подробностях, а предлагает четкую визуальную формулу того или иного мотива, схваченного в самом характерном проявлении и погруженного в волны цвета. Скучный наш вокабуляр скуден и слабо нюансирован, чтобы описать явление, которое мы наблюдаем, но на выручку приходят как собственное восприятие (глаза не обмануть), так и эмоции, легко доставляемые зрителю от автора, минуя литературные подпорки. Редкий случай в сегодняшней практике, когда произведения искусства всё чаще перегружены многозначительными деталями либо сложным повествованием. Простодушный зритель станет их с усердием рассматривать, искушенный отринет как ненужную суету, как визуальный шум. Ведь главное в картине не наряды персонажей и говорливые аксессуары, даже не композиция и сочетание красок, будь оно трижды изысканным. Главное — это само пространство холста, которое не стремится имитировать реальный мир, а создает собственный. Если повезёт, зрителю удастся проникнуть в это пространство — вторую, воображаемую реальность с нюансами ее построения, а заодно и в потайной мир автора со всем спектром его переживаний.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1996

Именно так «работают» знаменитые картины, начиная от пресловутой «Джоконды», целого ряда других великолепных портретов и композиций до «Последнего дня Помпеи» во всей его грозной трагичности или, напротив, притихшей перед лицом вечности «Владимирки». Не пытаясь поставить нашего современника Юрия Ларина в один ряд с этими классиками, замечу тем не менее, что не раз о нем писали как о художнике на грани гениальности. Уловить это тем более важно, что в его картинах и акварелях отсутствуют громкий пафос и броские сюжеты. Напротив, мир в произведениях Ларина предстает с предельной лаконичностью, в почти первозданной чистоте и отрешенности. Но чуткий зритель, стоя у картин, будет вознагражден бесшумно возникающей мелодией, которая словно преодолевает материальную плоскость холста, воспаряя в окружающий эфир.

Такого эффекта и добивался Юрий Ларин, постулируя в 1980 году свой художественный метод. Художник стремился к тому, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до момента, когда в живописи начинает доминировать музыкальное начало, тем не менее не уничтожая изобразительное. В дальнейшем Ларин всегда следовал этому принципу, который и именовал той самой «концепцией предельного состояния».

Оля в розовом. 2009

Не вполне обычны эти минималистские картины даже здесь, в Новой Третьяковке, хранящей немало творческих изысканий художников ХХ века, включая абстрактное искусство. Зато благодаря такому соседству (а зрители могут, заглянув в соседние залы, видеть черты сходства и различия Ларина с авторами, работавшими в России на протяжении последнего столетия) можно заметить линию преемственности. Творчество Ларина самобытно и самостоятельно, однако органично вписано в традицию русской художественной школы. Наиболее тесным видится его связь с «тихим» искусством 1920-30-х, с авторами, которые избегали лозунгов и «великих строек», а обращались к простым предметам и скромным пейзажам. Враждебный, грохочущий внешний мир посредством линий и красок они преображали в нечто более гармоничное, сущностное и вечное. Исследователи нередко «тянут» творческие корни Ларина к художникам камерного станковизма 1920-1930­х годов, не любившим натуралистических нарративов и стремившимся к живописной свободе и экспрессии: таковы Роберт Фальк, Антонина Софронова или Николай Ульянов.

На мой взгляд, Ларин удивительно перекликается с гениальным, но попавшим под каток репрессий Александром Древиным (он был расстрелян в 1938 году «за контрреволюционную деятельность» вместе с членами Латышского культурно-просветительного общества «Прометей», разумеется, по ложному обвинению). Незадолго до трагической гибели Древин выработал манеру, которая делала его, казалось бы, простые лаконичные композиции на незатейливые сюжеты явлением вневременным, если не надмирным.

Каждый творец неповторим, но неизбежно вбирает в свой микрокосм черты времени, в котором живёт. Юрий Ларин сполна отразил мироощущение человека последней трети ХХ века и начала нынешнего. Но ощутима его внутренняя связь и с эпохой, когда «всё только начиналось». Лирический герой художника словно остановился на миг у черты, отделяющей реальный мир от красочного марева, в котором готов раствориться и перевоплотиться. Он будто посылает зрителю знак: следуй за мной в мир фантазии, чистой радости и ясного света, но не забывай, откуда идешь.

После болезни. Автопортрет. 1998

А реальный путь автор начал с того, что еще ребенком угодил в мясорубку эпохи. Да, сама история многострадальной России в середине прошлого века размолола его детство и протащила в спицах своего кровавого колеса далеко от родного дома. В этом фрагменте рассказа о художнике трудно обойтись без экскурса в его ранние годы, дабы оценить, как он прошел сквозь испытания и сумел не сломаться, не ожесточиться, а напротив, сохранить цельность натуры, способность видеть красоту и нести ее людям. Музей поместил в документальный раздел фотографии родителей Ларина, при рождении Бухарина. Рассказывать о своей причастности к видному деятелю большевизма, в 1938-м растерзанному Сталиным, и драматической судьбе художник не любил — он хотел состояться сам, а не как «сын Бухарина». Однако семейная история много предопределила в жизни Юрия Николаевича, вплоть до тяги к рисованию, присущей и отцу.

Дважды Ларин терял семью: после ареста матери как жены «врага народа» мальчика взяли к себе ее родственники, но и они в 1946 году попали под нож репрессий. Подросток оказался в детдоме под Сталинградом и долго носил имя Юрий Борисович Гусман. Он впервые узнал, кто его отец, лишь в 20 лет, когда из лагерей и ссылки освободилась мать Анна Ларина. Те, кто взрослел в годы перестройки, помнят ее автобиографическую книгу. В момент тогдашнего «возвращения имен» она произвела почти такое же впечатление, как «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.

Настоящее отчество Юрий Ларин вернул себе только в 1988 году, после реабилитации Николая Бухарина. К тому моменту он уже стал профи, расставшись с профессией инженера и пройдя все стадии обучения ремеслу живописца. Вступил в Союз художников, обрел мастерскую, друзей и учеников. Успел отказаться от натурного метода и снискать признание коллег, коллекционеров, искусствоведов.

Тополя у Севана. 1984

В 1985 году вышла первая серьезная публикация о художнике, но и посыпались беды. Болезнь, приведшая к утрате силы в правой руке, смерть жены, к счастью, перемежались отрадными событиями, вроде выставки ларинских акварелей в США. К тому же он нашел ангела-хранителя в лице врача Ольги Максаковой, которая по сей день остается деятельным организатором выставок Юрия Ларина и публикатором его наследия. Благодаря ей любой увидит в интернете подробную биографию художника и репродукции его работ. Впрочем, ничто не сравнится с оригиналами в зале Третьяковки.

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише,...

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

В Доме-музее К.С. Станиславского открылась выставка, посвященная самому загадочному автору Художественного театра Леониду Андрееву

Дарья Ефремова
Труд
Не только творчество Леонида Андреева, но и его взаимоотношения с Художественным театром таят в себе огромную загадку. Фото предоставлено Музеем МХАТ

«Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», — бросил в сердцах категоричный Константин Сергеевич в адрес бескомпромиссного Леонида Николаевича. Друг, протеже и антагонист Горького...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

«Восточный музей» знаменитого русского собирателя искусства воссоздан на Никитском бульваре

Елена Широян, искусствовед
Труд
Театральная гравюра школы художников Утагава. Япония, 2-я половина XIX века. Из собрания Петра Щукина. Изображение предоставлено Музеем Востока

От Японии до Турции через Китай, Индию, Иран — таков диапазон коллекции искусства Востока, собранной московским купцом Петром Щукиным. В 1905 году вместе с сонмом иных древностей (в целом 200 тысяч предметов!)...

Афиша 00:10 / 27 Сентября 2024 3562
Любовь земная и небесная

За ее вечными образцами «Сатирикон» обратился к «Фаусту» Гете

Анна Чепурнова
Труд
Фауст и Гретхен - Даниил Пугаёв и Екатерина Воронина. Фото с сайта театра

В этом году в мире отмечают 275-летие со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете, чье влияние на литературу разных стран, в том числе России, трудно переоценить. Правда, в драматическом театре его произведения...

Афиша 00:09 / 27 Сентября 2024 3346
Кречет - блудный сокол

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму»

Дарья Ефремова
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов выпустил в российский прокат «Чуму». Изрядно поездивший по фестивалям и собравший престижные награды, девятый фильм якутского классика в Москве встретили с прохладцей....

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 2834
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?