Главная Культура Афиша 00:05 18 Октября 2024 4686
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный широкой публике Юрий Ларин (1936–2014). А вместе с тем изобретенный художником метод, который он сам называл «концепцией предельного состояния». Авторские слова дали подзаголовок первой в Галерее выставке мастера, вобравшей сотню произведений 1970–2010-х годов из фондов самой ГТГ, собрания семьи художника, а также, и это настоящий знак качества, из коллекции семьи выдающегося специалиста по истории русского искусства Дмитрия Сарабьянова.

Правда, войдя в зал выставки, вы скорее всего мгновенно забудете предложенный ее героем строгий, практически научный термин. Со стен на вас обрушатся потоки света и сияние красок, такое ясное и чистое, каким оно может быть лишь в живой природе, пронизанной лучами солнца или приугасшей, чтобы встретить ночь. Нам всем не привыкать к пейзажам и портретам, однако для ларинских картин трудно подобрать жанровое определение. Судя по названиям и сюжетной канве, здесь в самом деле портреты, пейзажи, бытовые зарисовки. Однако художник явно не стремится прописать предметы во всех подробностях, а предлагает четкую визуальную формулу того или иного мотива, схваченного в самом характерном проявлении и погруженного в волны цвета. Скучный наш вокабуляр скуден и слабо нюансирован, чтобы описать явление, которое мы наблюдаем, но на выручку приходят как собственное восприятие (глаза не обмануть), так и эмоции, легко доставляемые зрителю от автора, минуя литературные подпорки. Редкий случай в сегодняшней практике, когда произведения искусства всё чаще перегружены многозначительными деталями либо сложным повествованием. Простодушный зритель станет их с усердием рассматривать, искушенный отринет как ненужную суету, как визуальный шум. Ведь главное в картине не наряды персонажей и говорливые аксессуары, даже не композиция и сочетание красок, будь оно трижды изысканным. Главное — это само пространство холста, которое не стремится имитировать реальный мир, а создает собственный. Если повезёт, зрителю удастся проникнуть в это пространство — вторую, воображаемую реальность с нюансами ее построения, а заодно и в потайной мир автора со всем спектром его переживаний.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1996

Именно так «работают» знаменитые картины, начиная от пресловутой «Джоконды», целого ряда других великолепных портретов и композиций до «Последнего дня Помпеи» во всей его грозной трагичности или, напротив, притихшей перед лицом вечности «Владимирки». Не пытаясь поставить нашего современника Юрия Ларина в один ряд с этими классиками, замечу тем не менее, что не раз о нем писали как о художнике на грани гениальности. Уловить это тем более важно, что в его картинах и акварелях отсутствуют громкий пафос и броские сюжеты. Напротив, мир в произведениях Ларина предстает с предельной лаконичностью, в почти первозданной чистоте и отрешенности. Но чуткий зритель, стоя у картин, будет вознагражден бесшумно возникающей мелодией, которая словно преодолевает материальную плоскость холста, воспаряя в окружающий эфир.

Такого эффекта и добивался Юрий Ларин, постулируя в 1980 году свой художественный метод. Художник стремился к тому, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до момента, когда в живописи начинает доминировать музыкальное начало, тем не менее не уничтожая изобразительное. В дальнейшем Ларин всегда следовал этому принципу, который и именовал той самой «концепцией предельного состояния».

Оля в розовом. 2009

Не вполне обычны эти минималистские картины даже здесь, в Новой Третьяковке, хранящей немало творческих изысканий художников ХХ века, включая абстрактное искусство. Зато благодаря такому соседству (а зрители могут, заглянув в соседние залы, видеть черты сходства и различия Ларина с авторами, работавшими в России на протяжении последнего столетия) можно заметить линию преемственности. Творчество Ларина самобытно и самостоятельно, однако органично вписано в традицию русской художественной школы. Наиболее тесным видится его связь с «тихим» искусством 1920-30-х, с авторами, которые избегали лозунгов и «великих строек», а обращались к простым предметам и скромным пейзажам. Враждебный, грохочущий внешний мир посредством линий и красок они преображали в нечто более гармоничное, сущностное и вечное. Исследователи нередко «тянут» творческие корни Ларина к художникам камерного станковизма 1920-1930­х годов, не любившим натуралистических нарративов и стремившимся к живописной свободе и экспрессии: таковы Роберт Фальк, Антонина Софронова или Николай Ульянов.

На мой взгляд, Ларин удивительно перекликается с гениальным, но попавшим под каток репрессий Александром Древиным (он был расстрелян в 1938 году «за контрреволюционную деятельность» вместе с членами Латышского культурно-просветительного общества «Прометей», разумеется, по ложному обвинению). Незадолго до трагической гибели Древин выработал манеру, которая делала его, казалось бы, простые лаконичные композиции на незатейливые сюжеты явлением вневременным, если не надмирным.

Каждый творец неповторим, но неизбежно вбирает в свой микрокосм черты времени, в котором живёт. Юрий Ларин сполна отразил мироощущение человека последней трети ХХ века и начала нынешнего. Но ощутима его внутренняя связь и с эпохой, когда «всё только начиналось». Лирический герой художника словно остановился на миг у черты, отделяющей реальный мир от красочного марева, в котором готов раствориться и перевоплотиться. Он будто посылает зрителю знак: следуй за мной в мир фантазии, чистой радости и ясного света, но не забывай, откуда идешь.

После болезни. Автопортрет. 1998

А реальный путь автор начал с того, что еще ребенком угодил в мясорубку эпохи. Да, сама история многострадальной России в середине прошлого века размолола его детство и протащила в спицах своего кровавого колеса далеко от родного дома. В этом фрагменте рассказа о художнике трудно обойтись без экскурса в его ранние годы, дабы оценить, как он прошел сквозь испытания и сумел не сломаться, не ожесточиться, а напротив, сохранить цельность натуры, способность видеть красоту и нести ее людям. Музей поместил в документальный раздел фотографии родителей Ларина, при рождении Бухарина. Рассказывать о своей причастности к видному деятелю большевизма, в 1938-м растерзанному Сталиным, и драматической судьбе художник не любил — он хотел состояться сам, а не как «сын Бухарина». Однако семейная история много предопределила в жизни Юрия Николаевича, вплоть до тяги к рисованию, присущей и отцу.

Дважды Ларин терял семью: после ареста матери как жены «врага народа» мальчика взяли к себе ее родственники, но и они в 1946 году попали под нож репрессий. Подросток оказался в детдоме под Сталинградом и долго носил имя Юрий Борисович Гусман. Он впервые узнал, кто его отец, лишь в 20 лет, когда из лагерей и ссылки освободилась мать Анна Ларина. Те, кто взрослел в годы перестройки, помнят ее автобиографическую книгу. В момент тогдашнего «возвращения имен» она произвела почти такое же впечатление, как «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.

Настоящее отчество Юрий Ларин вернул себе только в 1988 году, после реабилитации Николая Бухарина. К тому моменту он уже стал профи, расставшись с профессией инженера и пройдя все стадии обучения ремеслу живописца. Вступил в Союз художников, обрел мастерскую, друзей и учеников. Успел отказаться от натурного метода и снискать признание коллег, коллекционеров, искусствоведов.

Тополя у Севана. 1984

В 1985 году вышла первая серьезная публикация о художнике, но и посыпались беды. Болезнь, приведшая к утрате силы в правой руке, смерть жены, к счастью, перемежались отрадными событиями, вроде выставки ларинских акварелей в США. К тому же он нашел ангела-хранителя в лице врача Ольги Максаковой, которая по сей день остается деятельным организатором выставок Юрия Ларина и публикатором его наследия. Благодаря ей любой увидит в интернете подробную биографию художника и репродукции его работ. Впрочем, ничто не сравнится с оригиналами в зале Третьяковки.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2816
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...