Главная Культура 00:01 18 Октября 2024 4018
Ау, читатель!

В России отмечается острая нехватка читателей

Дарья Ефремова
Фото: © Frank Rumpenhorst, globallookpress.com

На недавней конференции литературных критиков в Москве, собравшей аналитиков современного писательского процесса из столиц, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов России, сквозной темой стала проблема острой нехватки читателей. Пишут все больше, а читают все меньше — и как быть с этим парадоксом? Об этом говорим с редактором отдела критики и публицистики в одном из старейших литературных журналов «Сибирские огни» Михаилом ХЛЕБНИКОВЫМ.

— Михаил, поделюсь с вами болью. Говоришь кому-то, что пишешь о современной русской прозе, и многие округляют глаза: а что, есть еще авторы кроме Водолазкина и Пелевина? В чем, на ваш взгляд, проблема?

— Разрыв этот между писателем и читателем обозначился в нулевые годы, когда было выработано негласное мнение, будто литература — элитарный продукт, доступный восприятию немногих. Для жителей этой, условно говоря, страны Небыдляндии нужно нечто особенное, а остальные и бульварными детективами или женскими «романами про любовь» обойдутся. В поддержку этой тенденции стали работать премии, гранты, поездки. Сегодня она достигла апогея. За последние 25 лет, как по бикфордову шнуру, огонь стал подбираться к сердцевине: массовый читатель просто отвернулся от современной российской прозы. Оказалось, что кино, сериалы, игры намного лучше справляются с задачей развлекать и отвлекать. С другой стороны, выродилась и «элитарная» литература — читатель стал ей не нужен. Писатели же нацелились на получение премий, реакция тающей аудитории никого особо не интересует.

Премии должны привлекать внимание к книгам, запускать общественную дискуссию, а вместо этого они превратились в ежегодные выдачи белых конвертов, которые авторы охотно брали, шутили на сцене и уходили. На судьбу книг это никак не влияло. «Бестселлеры» продолжали сиротливо стоять в разделе «Хит сезона», но читатель проходил мимо... Это привело к ситуации духовного инцеста — человек издавался в престижном издательстве, награждался премией, сам входил в состав жюри, предыдущий лауреат из него выходил и снова получал премию:

— Следите за «массовыми» жанрами — фэнтези, фантастикой, «янг-эдалт», триллерами, сатанизмом, на которые в последнее время возник прямо-таки удивительный запрос?

— Слежу очень внимательно. Жанр приключений и научной фантастики, как его понимали люди, воспитанные на романах Жюля Верна или Стругацких, уходит. Авторы есть, но они не в топах. Почему? Для того чтобы писать в духе Лема и Хайнлайна, надо обладать знаниями из сфер математики, астрономии, физики.

Уйти в мистику, «азиатские» романы или литературные компьютерно-ролевые игры куда проще. Авторы, которые не знают ничего, пишут для читателей, которые не особо образованны. Такая вот «гармония»... В оккультных и мистических романах ничего не нужно объяснять. Утрачивается очень важный принцип жизнеподобия — у сочинителя в кармане всегда запасная неизвестная руна или чудодейственное кольцо, которое можно в любой момент использовать и вый-ти из сюжетного тупика. Это жанр бегства от действительности! Напомню, что взлет научной фантастики в 1950-1960-е годы происходил в эпоху большого социального и научного оптимизма. Как говорится, почувствуйте разницу.

— Сейчас еще один сумасшедший тренд — на автофикшен, литературу от первого лица. То и дело восходит новая звездочка с невыразительным именем и книжкой про мучившую ее в школе «садистку-математичку». В чем разница между Берроузом, Селином, Генри Миллером — и всеми этими Надями и Катями, которые ездят со своими романами по семинарам и резиденциям?

— Да, по подъему автофикшена мы догоняем Запад, но парадокс в том, что литература предельной откровенности начиналась здесь, в России. Да, в ней было несколько табу, например на описание эротики, но в остальном она всегда была более жесткой. Просто мы этого не понимаем, находясь внутри канона. В Европе и Америке романы Достоевского воспринимались как чересчур жестокие и во многом даже экстремальные. Отдельные вещи Льва Толстого были запрещены в Америке за аморализм. А опыт Горького и Леонида Андреева показывает, что русская литература всегда ставила предельно острые жизненные проблемы. Когда в англосаксонской литературе появились Генри Миллер и Дэвид Герберт Лоуренс, а во Франции — Селин, они шли по наработкам русских. Но это откровенность, излитая лишь в одной плоскости — в чувственно-сексуальных переживаниях. И когда наши сегодняшние молодые дарования пытаются таким способом найти дорогу в литературу, они идут по истоптанному, вторичному пути.

Тот же Чарльз Буковски был в восторге от Достоевского, которого считал своим учителем. Если сравнивать «Подростка» и «Хлеб с ветчиной», мы найдем много интересных параллелей. Понимаю, сегодняшние молодые люди стремятся актуализировать свой личный опыт, вывести его на глобальный уровень, но это невозможно — мир слишком атомизирован. Даже тема школьного буллинга их не объединит: все живут в своих телефончиках и равнодушны друг к другу. Думаю, все, что в последние десятилетия касается реальной эмоциональной обнаженности, у нас начинается и заканчивается на фигуре Лимонова. И менее известного писателя — Евгения Харитонова, андеграундного автора 1970-1980-х. Там были нарушены все табу.

Вообще преобладание автофикшена — тревожный знак для литературы. Это значит, что читатель отказывается верить в выдуманного героя, а литература утрачивает высшую степень достоверности, что для нас, людей, воспитанных на одиссеях, трагично. «Над вымыслом слезами обольюсь», — писал Пушкин. Современный молодой автор обливается слезами заранее — еще до вымысла.

— Вы возглавляете отдел в «Сибирских огнях». Традиционный вопрос: толстые журналы сейчас играют какую-то роль в литературном процессе?

— Они всегда были его основой, так сложилось в русской словесности. Более того, выполняли функцию общественно-политических изданий. Те, кто выписывал «Новый мир», «Октябрь» или «Молодую гвардию», таким образом заявляли о своих политических и культурных симпатиях. Но парадокс в том, что литература — дело сугубо индивидуальное, журнал же — это конвейер. Если сложить ежемесячные выпуски ведущих российских толстых журналов, получается, что в год печатаются тысячи стихотворений и рассказов, десятки повестей и романов. Глупо было бы утверждать, что все они гениальны. Но журнал и не претендует быть сборником шедевров. Конечно, никто не откажется напечатать великое произведение, если таковое найдется — кто знает, насколько наши сегодняшние эстетические категории соответствуют вечности. У журнала немного другая задача. Он срез современности, показывающий, чем дышит эпоха. К сожалению, сегодня «толстяки» потеряли большую часть своей широкой аудитории, получилось, что и они тоже существуют в основном для авторов. Отсюда еще одна глобальная проблема современного писателя.

— Какая?

— Издательства ориентированы на выпуск многостраничных книг, от автора требуют солидного портфолио, соцсети с 5 тысячами и больше подписчиков, ну и готового трехтомного романа, а лучше трилогии, пенталогии, гексалогии. А что делать автору, пишущему талантливые рассказы? Куда бы сейчас пошли Чехов или Довлатов? Они задумывались о романе, пробовали, но так и не написали.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9355
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7056
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?