Главная Культура 16:50 18 Октября 2022 3739
Полтавский казак Чайковский

«Санктъ-Петербургъ Опера» напомнила: Петр Ильич никогда не забывал о своих корнях

Сергей Бирюков
Чайковскому и русская пляска, и малороссийский гопак были одинаково родными. Фото предоставлены фестивалем «Видеть музыку»

Традиция – признак статуса, и у фестиваля «Видеть музыку», выросшего за семь лет в главный смотр отечественного музыкального театра, таковые появились. Одна из них – обязательное участие театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Какой бы жизненный и музыкально-театральный контекст ни разворачивался кругом, этот небольшой по людской численности, но очень заметный по художественной продукции коллектив из года в год привозит в Москву на гостеприимную сцену «Геликон-оперы» (тоже традиция!) нечто привлекательное, значительное, эксклюзивное.

Например – у кого еще вы еще послушаете и посмотрите раннюю, наивно-романтическую, но безоговорочно-искреннюю и, главное, неотразимо-увлекательную по музыкальному материалу оперу Даргомыжского «Эсмеральда»? Или редко звучащую даже в Италии (поди знай все 68 опер этого замечательного композитора) очаровательную комедию Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя»?

Конечно, «Норму» Беллини к числу репертуарных редкостей не отнесешь. Впрочем, если речь о московской публике, то ей уже много лет приходится довольствоваться записями или трансляциями этого мирового шедевра. Видимо, слишком велики сложности вхождения в культуру бельканто, требующую от исполнителей предельной красоты и богатства звука в сочетании с предельной же виртуозностью в воспроизведении фиоритурного узорочья этих бесконечных мелодий. Однако «Санктъ-Петербургъ Опера» уже доказывала, что с потенциалом ее певцов и оркестра можно, хотя и не всегда стопроцентно успешно, браться, например, за «Любовный напиток».

Примерно то же произошло и теперь. С одной стороны, оркестр под управлением дирижера Александра Гойхмана органично вошел в тревожный и прекрасный звуковой мир Беллини, в котором столько и собственного обаяния, и дополнительно расширяющих его объем ассоциаций-«обертонов» с Шопеном, Аданом, даже Верди, причем не ранним, а поры «Силы судьбы». И солисты вкупе с хором проявили максимум старания, и прославленная Casta diva достойно прозвучала в интерпретации Марии Бочмановой, и голос Виктории Мартемьяновой (Адальджиза) наполнялся меццо-сопрановой страстью, и тенор Сергея Алещенко (Поллион) без особых усилий взлетал на головокружительные белькантовые верха, и бас Геворга Григоряна погружал нас в мрачные глубины фанатичной натуры главного друидского жреца Оровезо. С другой стороны, нередко интонацию певцов хотелось элементарно поднять если не на классические «полкирпича», как грубовато-честно говорят в таких случаях сами артисты, то хотя бы на одну восьмую тона, чтобы она вполне соответствовала оркестровому камертону. А с третьей – даже в этих обстоятельствах легендарные по сложности ансамбли, где, в частности, от двух главных солисток требуется на всех бесчисленных фиоритурных виражах их протяженного «параллельного полета» соблюдать идеально чистый терцовый интервал между партиями, были исполнены достаточно уверенно.

«Норму» петербуржцы представили с холодноватым академизмом, но и уважением к мировому шедевру

И все же главным акцентом для меня в этот приезд петербуржцев стала не сумасшедше красивая и сложная вокальная партитура Беллини, а опера нашего родного Петра Ильича Чайковского «Черевички». Увы, появляющаяся на отечественных подмостках едва ли чаще заемной «Нормы», что, прямо скажу, стыдно – ведь если у итальянского шедевра и без нас на планете полно адептов, то кто, как не мы, должен во всей полноте нести миру и прежде всего самим себе творчество нашего национального гения?

Однако сложилась странная традиция, в которой, наверное, невольно роковую роль сыграл Римский-Корсаков со своей «Ночью перед Рождеством». Сам Николай Андреевич проявил по отношению к Чайковскому, раньше него «схватившему» заветный гоголевский сюжет, эталонное благородство: и, будучи членом жюри конкурса «Ночей перед Рождеством» на либретто Якова Полонского, присудил первую премию, и до конца жизни Петра Ильича не брался за давно манивший замысел, чтобы не причинить тому «огорчения». Ну и, отдадим должное главному русскому композитору-сказочнику, опера у него действительно получилась отменная. Но настолько ли превосходящая достоинства партитуры Чайковского, чтобы появляться на подмостках раза в три-четыре чаще?

И потом – позвольте, а кто «главный русский композитор-сказочник»? Кем, в конце концов, написаны «Спящая красавица» и «Щелкунчик», не говоря об оркестровой «Снегурочке» (музыке к пьесе Островского) и многих других прекрасных сочинениях?

Именно эта мысль поразила, когда вихрь гармоний, модуляций, тембровых перекличек с первых же тактов вступления (дирижер Максим Вальков) увлек в фантастический, вьюжный, космически-головокружительный и одновременно тепло-земной, деревенски-уютный, дворцово-роскошный мир образов «Черевичек», уже не отпустив внимание до самого конца партитуры.

Притом это абсолютный Чайковский – сколько здесь изумительных мелодий, достойных быть причисленными к лучшим плодам композиторского воображения Петра Ильича: то восторженные, то грустные, но всегда душевно горячие песни Вакулы (Ярамир Низамутдинов) и Оксаны (Александра Ляпич), дивные своей шуточной инфернальностью и в то же время крепкой фольклорностью дуэты Солохи (Лариса Поминова) и Беса (Антон Морозов), совершенно невероятным образом сочетающие поповщину и народную распевность рулады Учителя (Всеволод Калмыков), имперски-импозантные канты и полонезы Петербурга XVIII века, в передаче звуковой атмосферы которого (вспомним «Пиковую даму»!) Чайковский был непревзойден.

А главное – какой любовью к родному российскому мелодическому миру все это пронизано. И две равно дорогие Петру Ильичу в этом мире стихии – русская и украинская. Поданные в их нерасторжимом братстве – ведь сам Чайковский, корнями из полтавских казаков, всегда чувствовал эту сродненность, недаром так любил бывать на Украине, проводить там радостные летние месяцы, сочинять… Не зря одна из популярнейших его тем, легшая в основу финала Первого концерта – украинская календарная закличка. И в «Черевичках» звучит ее ближайшая родственница: не случайно так подлинна по колориту картина на деревенской площади – ожившая сценка из рождественского вертепа, словно подсмотренного Петром Ильичом в южнорусских или малороссийских областях (хормейстер Игорь Потоцкий). А как символично-встык композитор соединил обаятельную русскую пляску в духе всемирно знаменитого номера из «Лебединого озера» и лихой, слегка хмельной гопак в петербургской картине оперы (хореограф Васил Панайотов)!

В отличие от холодновато-академичной по постановочным средствам «Нормы», режиссер (он же худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы») Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев ответили на эту любовь сполна и органично в своем волшебном, словно ожившее расписное яйцо Фаберже, спектакле.

Ну и как не отметить своевременность показа оперы в Москве. В XVIII веке тоже не все было безоблачно вокруг Украины. Глядя на те события из относительно благополучного XIX века, Гоголь и Чайковский могли позволить себе улыбнуться на этот счет и даже пошутить. Сегодня мы завидуем их оптимизму. Дай бог, чтобы он к нам вернулся.

P. S. Фестиваль «Видеть музыку» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9349
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7050
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?