После отказа четырех крупнейших американских студий выпускать на наши экраны свои новые фильмы российский кинопрокат пережил шок. Вдруг выяснилось, что голливудская продукция приносит нашим кинотеатрам до 80% выручки. Только в марте из-за отмены «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном, «Морбиуса» с Джаредом Лето и ряда других американских кассовых хитов наши кинотеатры потеряют порядка 5 млрд рублей. Дальнейшие перспективы российского проката, увы, столь же печальны.
Пока прокатчики, владельцы кинотеатров гадают, чем залатать образовавшиеся в киноафише дыры, глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская излучает редкостный оптимизм. Голливудские санкции она не без афористичного блеска назвала «закрытием духовного «Макдоналдса». По ее словам, появилась возможность «насытить отечественное кинопроизводство смыслами и ценностями», в том числе возродить старый добрый детский кинематограф.
Не станем смущать душевный покой Елены Александровны резонным вопросом, что мешало ее комитету вместе с Министерством культуры и другими заинтересованными ведомствами осуществить громадье этих благородных планов в куда более благоприятных условиях. Заметим только, что российские картины на протяжении уже многих лет собирают кассу только в новогодние каникулы. А новые российские фильмы, да еще в большом количестве, да еще увлекательные, да еще «со смыслами и ценностями», нужны не завтра, не в отдаленной перспективе, а уже сегодня, сейчас. Ибо до желанного расцвета отечественной десятой музы наши кинотеатры могут просто не дожить.
Классическая «Касабланка» 1942 года выпуска, киноальманах «Париж, я люблю тебя», «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Три цвета» Кшиштофа Кесьлёвского, «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова, оперативно выпущенные в повторный прокат, — это, конечно, хорошо. Но вряд ли эти старые, неоднократно показанные по ТВ фильмы привлекут в кинозалы массового зрителя. А из новинок киноафиша в эти дни обещает малосъедобную киносолянку, где иноземные фильмы «Шимпанзе под прикрытием» и «Флирт с дьяволом» братаются с дурашливой отечественной комедией «Доктор Свисток». С высокими смыслами, равно как и с радужными прокатными перспективами, это не очень-то сопрягается.
Неслучайно многие кинотеатры, особенно в российской глубинке, уже в эти дни либо приостанавливают свою деятельность, либо переходят на усеченный график работы — по выходным и праздникам. Но даже в этих случаях оплачивать аренду и выдавать сотрудникам зарплату все равно надо, а формировать привлекательную киноафишу, собирать кассу по-прежнему не из чего. Еще в начале марта Ассоциация владельцев кинотеатров в своем отчаянном заявлении пыталась обратить внимание властей на риски ликвидации всей отрасли, но помощь от правительства пока так и не пришла. Когда останавливаются заводы и перекрываются трубопроводы, правительству, видимо, не до кино. Как, впрочем, и не до других муз.
В результате за спасение кинотеатров решили взяться: сами зрители, пока главным образом столичные. Чтобы поддержать кинотеатры, люди, обладающие лишними денежными ресурсами, стали покупать билеты на сеансы, даже если не собираются на них идти. Эта похвальная инициатива, рожденная сообществом «ВКонтакте», может, конечно, на первых порах облегчить жизнь кинотеатрам, но стоит ли уповать в таком серьезном деле, каким является кинобизнес крупной державы, исключительно на бескорыстный зрительский энтузиазм?
Тем более кинотеатры нуждаются не только в репертуаре, который неизвестно где оперативно взять, но и в техническом обеспечении своей работы. Между тем поставка в нашу страну кинооборудования и всех комплектующих, включая лампы для проекторов, без которых невозможна демонстрация фильмов, прекращена все из-за тех же санкций. А российских аналогов этой продукции на сегодня просто не существует. До середины года кинотеатры еще как-то продержатся на складских запасах, но уже летом, считают в Ассоциации, может наступить паралич всей системы кинотеатрального показа.
P.S. Неужели сбудется пророчество одного из героев бессмертного фильма «Москва слезам не верит»: «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение»?