- Андрей Михайлович, в печати мелькнуло сообщение, что появилась "звезда Киркоров". Неужели так легко стать небожителем и звездами можно торговать, как "мерседесами"?
- Спешу успокоить: звезды не продаются и не покупаются. Когда идут разговоры, что кто-то назвал звезду чьим-то именем - это абсолютная чушь. Я многократно писал по этому поводу: нет таких звезд - "Киркоров" или "Сюткин" во Вселенной. Разные конторы, как я подозреваю, за деньги раздают имена. Смысла культурного - никакого. Знает об этом лишь общество с ограниченной ответственностью да тот, кто по наивности своей покупает липовое свидетельство. Это - шустрый бизнес, а не акт общественного признания. С таким же успехом можно купить себе акр лунного грунта, чем уже торгует один веселый американец.
- Простите, но в Большом зале Консерватории чествовали дирижера Веронику Дударову в связи с тем, что малой планете 9737 присвоили ее имя. Мы там были, мед пили...
- А вот это действительно так. Около шести тысяч астероидов значатся в Циркуляре малых планет под именами выдающихся деятелей культуры и науки, среди которых несколько сот наших соотечественников.
- Значит, имена звездам все-таки присваиваются, просто существует монополия в этом деле?
- Прежде всего как профессионал делаю немедленное уточнение: малая планета - это не звезда. Путаница возникает потому, что называются они астероидами, то есть звездоподобными. А право дать имя малой планете или комете действительно имеет лишь Международный астрономический союз (МАС), куда входят ведущие астрономы мира, в том числе и российские. В соответствии с традицией право предлагать имя малой планете принадлежит первооткрывателю. По сути, это старейшая международная награда, строго регламентированная МАС. Например, имя политика или военачальника можно присваивать малой планете только через сто лет после смерти. Зато деятели науки и культуры могут быть звездами и при жизни, и на карте звездного неба.
- Тогда откроем объемный энциклопедический том "Кто есть кто в Солнечной системе", который выпущен в этом году вашим институтом. Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов, первый космонавт Юрий Гагарин, Андрей Сахаров и Владимир Высоцкий, Александр Солженицын и Владимир Спиваков, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович... Иосиф Кобзон и Вагит Алекперов... Интересно, а появятся малые планеты по имени, например, "Березовский", "Гусинский"?
- Прежде всего замечу, что по решению МАС издан на английском языке полный словарь 5655 имен малых планет с объяснением их значений. По нему можно изучать историю человеческой цивилизации и культуры, как и то, кого астрономы считали в то или иное время великими людьми. В нашей книге мы ограничились, исключая лауреатов Нобелевской премии, лишь отечественными деятелями второй половиной ХХ века. А что касается Иосифа Кобзона, кто бы как к нему ни относился, это явление. Равно как и доктор наук Вагит Алекперов, который не только экономически обосновал, но и создал вертикально интегрированную нефтяную компанию. Может ли олигарх претендовать на имя малой планеты? Равно в той степени, как и на Нобелевскую премию.
- О нобелевских лауреатах, пожалуйста, поподробнее, это сейчас "фирменная" тема для питерских ученых.
- Прежде всего малая планета "Алферов" уже давно прописана на небе. Это к тому, насколько бывают объективны астрономы в своих предпочтениях. Жорес Иванович сделал выдающееся открытие совсем молодым человеком, об этом знал научный мир почти 40 лет. Но Нобелевская премия сейчас, когда возникло ощущение второсортности российской науки и державы, имеет исключительное общественное значение. Исследователя, как чеховского Фирса, уже нельзя забыть в заколоченном доме, до властей доходит, что наука не может дальше находится в исключительно униженном состоянии. Нобелевская премия нашему физику психологически изменила вектор, чувство собственного достоинства возвращается к российским ученым.
- А как вы смотрите на небо в эпоху великого безденежья?
- Сказать, что наука совсем не финансируется, нельзя. Наука финансируется, но очень слабо: чтобы никто не умер. Правда, наше положение чуть лучше, чем у других: Институт прикладной астрономии РАН - один из крупнейших в мире. Он обладает двумя современными астрономическими обсерваториями и поставляет, кроме всего прочего, высокоточные астрономические измерения. Без наших данных ни один корабль не выходит в море. Сейчас мы осуществляем крупнейшие проекты, которые финансируются правительством.
- Альберт Швейцер, к слову, тоже нобелевский лауреат, всю жизнь искал универсальную формулу бытия и определил ее как уважение ко всему живому. Однажды он заметил: люди достигли бы невероятного прогресса, если бы перед сном хотя бы полчаса смотрели в небо.
- Это верно, Швейцер правильно сказал... Если долго вглядываешься в небо, то неизбежно возникает внутренняя проблема, которую надо решить: как себя вести. Разница между человеком-песчинкой и человечеством, пространством и Вселенной - грандиозная. Космос устроен так, что внешне он выглядит совершенно безразличным к человеческой цивилизации. На самом деле Вселенная так тонко настроена по своим физическим параметрам, будто специально устроена, чтобы возникли жизнь, разум, цивилизация. Словно был план особого Конструктора, Дизайнера Вселенной. Астрономия сейчас занята поисками ответа на этот вопрос...
- В пелевинском романе "Чапаев и Пустота" есть тест для пациента психиатрической больницы. Он будет немедленно выпущен на свободу, если на вопрос "Кто создал Вселенную?" выберет правильный ответ из четырех предложенных - "Комитет солдатских матерей, Бог, Я, Котовский".
- Вот видите, писатели тоже мучаются этой проблемой. Если ХХ век - век физики, то ХХI, я убежден, будет веком биологии и астрономии. Биология ответит нам на фундаментальные вопросы: кто мы такие, что мы за сложные энергохимические машины... Астрономия же ответит на вопрос: зачем мы здесь.
- Вы верите в астрологические прогнозы?
- Нет.
- А во что вы верите?
- Я сторонник того, что тайн никаких нет, есть незнание, на все можно получить ответы, но при этом логика может привести к совершенно неожиданным выводам. Мы должны построить модель "создателя Вселенной". Это не кощунство. Возможно, астрономия - единственная наука, которая может задавать вопросы Богу и искать на них ответы.
- Астрономы, как правило, атеисты?
- Это не религиозная и не атеистическая концепция - материалистическая. Еще древний человек строил телескопы, понимал, что Вселенная - это не цирк-шапито, на небосводе которого нарисованы звездочки. Мир устроен так, чтобы мы здесь появились. В это я верю.
- А кем устроен мир?..
- По прогнозам многих ученых, ответ на это вопрос мы получим в течение нескольких ближайших десятков лет. И это не будет однозначный ответ. В свое время люди рассуждали: Вселенная конечна или бесконечна? Те, кто говорил "да, конечна", - объясняли просто: бросили копье - оно упало, еще раз - упало. Где-то есть граница. Эйнштейн же сказал, что Вселенная - это конечный океан без берегов. Мир может быть конечен, но безграничен. Колумб, Магеллан много плавали, но так и не нашли границы. Когда я говорю о будущей разгадке, то думаю, что она не будет одномерной. Линейные вопросы потеряют смысл, они потребуют других знаний.
- Время от времени астрономы громко пугают человечество космическими катастрофами. На взгляд директора Института прикладной астрономии, планета Земля - долгожитель во Вселенной?
- Наша Земля - очень неспокойное место для жизни во Вселенной. Мнение, что земля - лучший из миров, - это иллюзия непрофессионалов. Континенты двигаются, сталкиваются, наползают друг на друга, меняется климат, неистовствуют цунами. Вселенная тоже неспокойна: мечутся астероиды, сближаются с землей кометы, метеориты падают.
- Страшно подумать. Хоть вы и не верите в астрологические прогнозы, скажите: чем сердце успокоится?
- Знанием. К великому счастью, мы живем на Земле, а не на Венере или, хуже того, на Юпитере. Там каждые 10 секунд молнии бьют в каждый квадратный сантиметр. Абсолютно типичный ад со всеми типичными представлениями о нем. Земля намного спокойнее. Это беспокойное место, но это вовсе не значит, что безнадежное. По самым скромным подсчетам, жизни Земле отпущено несколько миллиардов лет.