
Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем телеграм-канале сообщил, что якобы получил положительный ответ от Минкультуры на обращение с просьбой отказать в выдаче прокатного удостоверения фильму «Во сне ты горько плакал» с участием «русофоба Ивана Урганта».
Свою позицию Бородин мотивировал еще и тем, что жена режиссера журналистка Катерина Гордеева признана иноагентом, а сам постановщик фильма Николай Солодников и продюсер ленты Александр Сокуров «занимают антироссийскую позицию». Никаких доказательств своим обвинениям Бородин, ранее писавший схожие доносы на Данилу Козловского, Аллу Пугачеву, Лию Ахеджакову, Ксению Раппопорт, Алексея Серебрякова и других знаменитостей, не привел.
К содержанию картины у Бородина пока претензий не нашлось. Видимо, он ее попросту не смотрел: закрытая премьера прошла в апреле, для остальных доступен только трейлер. Но «идеологической диверсии» от этого фильма ожидать не приходится. Снятый по мотивам рассказов классика советской литературы Юрия Казакова «Во сне ты горько плакал» и «Свечечка», фильм не имеет отношения ни к СВО, ни к другой злобе дня, но обещает путешествие в мир тонких человеческих чувств. Налицо ситуация из приснопамятных времен: Пастернака (Казакова) Бородин не читал, фильма не видел, но осуждает.
Впрочем, самое интересное даже не это. А то, что глава так называемого проекта по борьбе с коррупцией, вместо того чтобы бороться с этим злом, цветущим в стране махровым цветом, ввел общественность в заблуждение. Оказывается, Минкультуры фильму «Во сне ты горько плакал» в прокатном удостоверении не отказывало. Авторы картины пока и не подавали соответствующее заявление. То есть Бородин поспешил, выдал желаемое за действительное — и обмишурился.
Попутно он оскорбил кинорежиссера Александра Сокурова, принесшего России своими всемирно известными фильмами неизмеримо больше славы и пользы, чем Бородин, и режиссера-дебютанта Николая Солодникова, который в рамках авторских проектов доселе занимался просветительскими темами. Что до его супруги, то что это за сталинистская практика — переносить ярлыки врагов народа с жен на мужей, и наоборот?
Но вернемся к «русофобу» Ивану Урганту. Напомню, что в начале СВО тот выставил в своем блоге черный квадрат, который со времен Казимира Малевича можно трактовать как угодно. Допустим, это знак горя, беды. Так ведь и президент Путин во всеуслышание заявил, что «военные действия — это всегда трагедия конкретных людей, конкретных семей, да и страны в целом». Так в чем же тогда прегрешения Урганта перед Бородиным, Первым каналом и публикой, которая еще недавно так любила темпераментного, остроумного телеведущего?
Антироссийских заявлений Ургант не делал, денег на Украину не переводил, незаконных средств ниоткуда не получал (во всяком случае об этом ничего неизвестно), иноагентом не является (хотя и это не приговор) и, несмотря на отлучение от эфира и травлю, продолжает жить в родной стране. Зачем же выталкивать его из культурного поля, из самой России, ведь ее и так уже покинули сотни писателей, музыкантов, актеров, режиссеров? Разве отечественная культура выиграет от этого?
Неожиданно я нашел единомышленника в лице Ивана Охлобыстина, которого в недостатке патриотизма уж точно нельзя упрекнуть. На YouTube-канале «НеОруэлл» он заступился за Урганта, назвав его либерально настроенным, европеизированным, но очень умным человеком и профессионалом, которого «жалко терять». И призвал россиян не считать врагами, предателями Пугачеву, Меладзе и всех тех, кто просто думает иначе: «Мы не должны совершенствоваться в искусстве травли и доносов, иначе рано или поздно волна докатится до нас самих».
Золотые слова. Я бы предложил особо ретивым «патриотам» заучить их наизусть.