На платформе КИОН вышел фильм Авдотьи Смирновой «Плотник», который параллельно завершает свое шествие по кинотеатрам страны. Ранее фильм был показан вне конкурса на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу», где неожиданно получил приз зрительских симпатий. Неожиданно — потому что фильм из тех, которые принято называть «трудными». А все трудное наша публика обычно не жалует. Но не в этот раз...
В центре фильма — благополучная семья, проверенная десятилетним счастливым браком. Работящий муж и отец, по профессии плотник (Сергей Уманов), молодая жена и мать (Анна Рыцарева) и их сын-школьник (Виталий Олечкин), у которого после случайного ушиба выскакивает на затылке странная шишка и поднимается высокая температура. Провинциальные врачи (действие происходит в Ульяновске) намекают на страшный диагноз: рак. Врачи московские диагноз не подтверждают, но шишки продолжают появляться, здоровье мальчика резко ухудшается...
Начинается хождение родителей по кругам ада. По сути, они остаются наедине с бедой. Несчастным родителям не может (а порой не хочет) помочь ни могущественное государство, возлагающее бремя непомерных расходов на самих больных. Ни официальная медицина, пасующая перед новыми болезнями. Ни родные бабушки, не готовые на суровые материальные и моральные жертвы ради единственного внука. Ни благотворительные фонды, чаще всего нищие. Ни друзья-соседи, которые даже в этой страшной ситуации стараются соблюсти свою выгоду.
В итоге главный герой по бросовой цене продает выстроенный собственными руками дом, чтобы отвезти ребенка в Германию, где ему ставят еще более страшный диагноз: неизлечимая генетическая мутация. Остается уповать на молитвы (героиня, дочь начальницы ленинского мемориала в отчаянии молится на памятник Ильичу), да на новый препарат, который неравнодушный врач Шубин (Алексей Филимонов) испытывает на добровольцах. Результат действия лекарства, апробированного только на животных, предсказать невозможно...
Фильм снят (оператор Денис Клеблеев) в строгой, суховатой манере. Без стилистических виньеток и поисков изощренной формы. В кадре — только больничные палаты и коридоры, медицинские консилиумы, приглушенные разговоры у постели смертельно больного ребенка, нарастающий ужас неотвратимого конца. И эта простота творческого приема разрывает сердце. По ходу фильма семейная драма перерастает в настоящую трагедию. На свет вылезают спрятанные в шкафу скелеты. Жена плотника пробует свести счеты с жизнью. Крепкая доселе семья рушится. Но главный герой находит в себе силы нести свой крест до конца...
Фильм не зря называется «Плотник». Ближе к финалу проясняется его метафорический, библейский смысл. Если помните, земной отец Христа тоже был плотником. А его жену, как и главную героиню фильма, звали Марией. По сути, режиссер на современном материале рассказывает нам историю Святого Семейства. В данном случае, историю отца, который приносит в жертву свое единственное дитя ради надежды на спасение новых поколений.
Фильм не везде выдерживает столь высокую творческую планку. Есть драматургические просчеты (Авдотья Смирнова написала сценарий вместе с Мариной Степновой, автором широко известного романа «Женщины Лазаря»). В частности, нет внятного объяснения, откуда у плотника при зарплате в 28 тысяч появилась возможности построить дом. Скупо прописан характер мальчика, он, увы, оказался на периферии сюжета. Слегка шаржированными выглядят враждующие между собою бабушки. Но даже с этими недоработками основная сюжетная линия «Плотника» эмоционально оглушает. И взволнованная реакция выборгской публики на фильм мне абсолютно понятна.
Авдотья Смирнова находится сегодня в зените своей творческой формы. От лирических историй и изящных комедий («Связь», «Два дня», «Кококо») через телевизионную экранизацию тургеневского романа «Отцы и дети» она постепенно пришла к серьезным, драматичным сюжетам. Люблю ее фильм «История одного назначения» — глубокое высказывание о вековых взаимоотношениях интеллигенции и народа. При моих претензиях к первым трем сериям «Вертинского» на выходе получился мощный сериал о художнике и выпавшей на его долю эпохе.
Отъезд Авдотьи Смирновой из страны — большая потеря для российского экрана. Жена за мужа (в данном случае, за Анатолия Чубайса с его экономическими и политическими аферами) не отвечает. Надеюсь, Авдотья Андреевна все-таки сможет и дальше снимать свои новые фильмы на родине. И, надеюсь, наши кинематографические структуры предоставят ей такую возможность. Без картин Авдотьи Смирновой отечественный культурный ландшафт будет выглядеть заметно беднее и бледнее.
Как будет он беднее без фильмов и спектаклей уехавших из страны Кирилла Серебренникова, Дмитрия Крымова, Чулпан Хаматовой, Ренаты Литвиновой, без концертов и песен Аллы Пугачевой, Земфиры, Бориса Гребенщикова. Но это уже тема для отдельного и более обстоятельного разговора...