Главная Культура 00:01 16 Сентября 2022 14538
Антонина Крейн: Люди хотят верить в сказки

Разговор с обладательницей приза «Выбор читателя» на III конкурсе «Русский детектив»

Дина Егорова
Еще недавно Антонина и подумать не могла, что будет соревноваться с кумирами миллионов читателей. Фото предоставлено издательской группой «Эксмо-АСТ»

Молодая, но уже весьма популярная в молодежной среде писательница Антонина Крейн завоевала приз «Выбор читателя» премии «Русский детектив», третий год подряд присуждаемой холдингом «Цифровое телевидение» при поддержке РГБ и «Эксмо-АСТ». Антонине удалось обойти более 130 финалистов лонг-листа, включая таких столпов остросюжетной и детективной прозы, как Александра Маринина и Татьяна Устинова. Возможно, одна из причин ее успеха — в том, что писательница работает в жанре магического детектива и фэнтези, последние десятилетия устойчиво держащемся на пике читательского спроса. Почему психологические проблемы магов и лесных колдуний, раньше интересовавшие в основном публику не старше 10 лет, стали интересны взрослой аудитории? Становится ли человечество более инфантильным? Или все дело в том, что события в придуманном Антониной мистическом городе Шолохе при всей фантастичности порой до боли напоминают наши горячие повседневные сюжеты?

— Антонина, что вы чувствовали, соревнуясь с корифеями детективного жанра Александрой Марининой и Татьяной Устиновой?

— Когда узнала, что нахожусь с ними в шорт-листе, испытала шок. Я читала их с детства, у меня на даче хранится полное собрание серии с участием Каменской. Я, конечно, и подумать не могла, что через какое-то не очень большое время буду соревноваться с кумирами миллионов читателей. В общем, была изумлена и воодушевлена.

— Как удалось совместить детективную фабулу со стилистикой фэнтези-вселенной?

— Жанр фэнтези никак не ограничивает автора по части сюжетосложения, более того, он предоставляет для этого множество возможностей, культивируя внутри себя разные направления: это и сентиментальный роман, и маг-детективы. Я всегда любила Роулинг, Толкиена, Ольгу Громыко, Макса Фрая. И, как Фрай, пишу магические детективы — мне нравится придумывать головоломки и загадки, постепенно складывающиеся в цепь связанных между собой обстоятельств. Мои главные герои, Тинави и маг Полынь — «ловчие», детективы по магическим делам. Однако при всем сказочном антураже им приходится сталкиваться со злом, которое знакомо нам и по реальной жизни. Например, в основе сюжета книги, отмеченной «Русским детективом», лежит киднеппинг. Дети, живущие в приюте, начинают выигрывать гранты в некую загадочную Луговую школу — и исчезают. Но пока исчезают сироты, всем на это в общем-то наплевать, и лишь когда пропадает девочка из «хорошей» семьи, о происшествии узнает общественность и за дело берутся мои детективы.

— Но распространено мнение, будто увлечение фэнтези — признак инфантильности читателя, бессильного справиться с реальностью и ищущего отдушину в выдуманных мирах.

 

— Мне кажется, то, о чем вы сказали, говорит не столько об инфантильности, сколько об эскапизме — стремлении иметь «окошко», куда можно на время сбежать от внешнего мира и там отдохнуть, найти для себя новые возможности. Это не означает страха перед реальностью, тем более отказа от социальной активности.

— Однако близка ли идея социальной активности поколению, которое все больше привыкает к жизни в виртуале?

— Как бы мы ни стремились «не выходить из комнаты, не совершать ошибку», взаимодействие с себе подобными, слава богу, неизбежно. Дочь, сын, мать, отец, муж, жена, коллега, друг — эти социальные роли и в наше время актуальны. Вне взаимодействия с миром мы теряем себя.

— Еще один упрек, который предъявляют фэнтези: оно-де только развлекает, не неся никакой образовательной нагрузки. Не знакомит ни с реальной историей, ни с религиями, ни с мифологиями.

— Ну конечно, это не учебник, но в эклектичности фэнтези, жонглирующего цитатами из различных источников, содержится масса сведений о мифологических и религиозных системах мира. В моих книгах, например, есть элементы фольклора кельтов, удмуртов и коми. Художественная система фэнтези очень широка и позволяет создавать вселенные в самых разных колоритах, эстетике, локации. Например, я всегда любила природу, и потому мои герои живут в волшебном лесу — это очень красивая среда, наподобие диснеевских мультфильмов.

Ловчая Тинави и маг Полынь похожи на героев детских сказок, но сегодня такими персонажами увлекаются и 35-летние любители фэнтези

Мне кажется, присутствует в моих книгах и терапевтический эффект — я интересуюсь психологией, использую некоторые моменты современного психоанализа. И герои мои не только распутывают сюжетные хитросплетения, но и пытаются приблизиться к решению своих психологических проблем — например, преодолевают так называемый синдром самозванца — недостаточной уверенности в собственных силах, разбираются с детскими травмами, проблемами самоидентификации. Об этом и читатели мне пишут, а в рекламных баннерах иногда даже говорится — похвастаюсь! — что «Серия «Шолох» — это книги, после которых хочется жить».

— Но есть в сфере фэнтези и книги, которые культивируют мрак.

— Да, и это значительный пласт, у которого есть свои фанаты. У авторов и издателей в ходу даже специальный термин «стекло» — это те книги, погружаясь в которые, читатель чувствует, что все — тщета. Проза местами мрачная, давящая, хтоническая — читаешь и рыдаешь. Если в ней и случается катарсис, то он не дает ощущения освобождения. Но мне это совсем не близко. Я, конечно, не поклонница дежурных хеппи-эндов, где в конце обязательно будет свадьба с пышным платьем, и тоже временами ставлю своих персонажей в ситуации, когда им несладко, но в финале всех их «отпускает».

— Как относитесь к распространенной сегодня практике, когда на основе придуманной писателем вселенной делается кино, компьютерная игра, туристический квест, линейка брендированных товаров?

— Нечто вроде вселенных «Марвел» или «Ведьмака» Сапковского? Да, я бы хотела создать вселенную «Шолох». Включая игры, в которых геймеры сами создают новые истории. Такое соавторство в эпоху соцсетей — очень важный инструментарий для популяризации книг.

— Ожидать ли нам экранизации ваших книг? И насколько вы сами при этом намерены участвовать в съемочном процессе?

— Да, в последнее время укрепилась тенденция на сближение литературы и кино, авторов все чаще экранизируют. Рассматриваются на этот предмет и мои книги, я уже писала заявки. Насчет съемочного процесса — конечно, мне бы хотелось в нем поучаствовать, но что-то подсказывает, что такого не будет. Обычно ты отдаешь права, и дальше работает уже другая команда. По сценарию еще могут советоваться с автором, но вот подбором актеров или локаций, например, точно занимаются без тебя.

— Разделяете ли вы распространенную тревогу по поводу того, что современная молодежь ничего не читает, а только сидит в соцсетях?

— У меня противоположная точка зрения, и, к счастью, ее подтверждает статистика: молодежь очень много читает — во всяком случае, это относится к моей аудитории, которой, как показывают измерения, от 16 до 35 лет. В последние годы спрос на электронные книги устойчиво и быстро растет. Чтение даже перетягивает пользователей ТВ-платформ и соцсетей. Во многом это происходит, мне кажется, благодаря книжным блогерам, которые работают в разных сегментах — интеллектуальном, популярно-развлекательном: У некоторых из них сотни тысяч просмотров, а когда молодые люди слушают, как интересно им рассказывают про литературу, им тоже хочется читать.

— Вы сказали о тенденции, касающейся электронных изданий. А что с бумажной книгой — она умирает?

— Нет, конечно. Скорее, дорожает, но это вовсе не означает, что ее не будут покупать. Такая книга в интернет-эпоху становится артефактом, предметом художественного коллекционирования, который хочется подержать в руках, рассмотреть, пошелестеть страницами. Сейчас бумажные издательства уделяют большое внимание оформлению, обложке, форзацам, иллюстрациям. Например, в моих книгах всегда присутствуют карты миров, где живут их герои. Многие, читая, размечают книги в своей домашней библиотеке при помощи стикеров-закладок: например, синим выделяют эпизоды, содержащие новое знание; розовым — романтические моменты; желтым — шуточки. Ставишь такую книгу на полочку и всегда сразу можешь открыть полюбившиеся тебе места. Особое ощущение обладания, которое не дает электронный носитель. Ценность важнее цены.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?