Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем. Другой дед — простым моряком с итальянскими корнями и творческими наклонностями. Поскольку родители Пьера развелись, когда ему было три года, он жил у одного, а гостевал у другого деда. И видел жизнь как с парадной, так и с горькой стороны. Эти наблюдения потом пригодились ему в профессии.
Актерские способности проявились у Пьера еще в школьные годы. Дед-аристократ из неведомых побуждений отдал внука в пятидневную школу-пансионат, где «барчука» Пьера — высокого, нескладного, тощего, с лохматой шевелюрой — регулярно дубасили дети заводских рабочих. Другой дед, с которым они по выходным ели макароны и ходили на рыбалку, посоветовал склонному к лицедейству внуку вместо участия в драках развлекать, смешить своих обидчиков. Пьер внял его совету — и со временем стал любимцем хулиганистых подростков.
После школы Ришар отказался изучать экономику и наследовать семейный бизнес. Богатый дед разгневался и исторг его из своего сердца. Ришар порвал с буржуазной семьей и решил заняться тем, к чему лежала душа. Из провинции он перебрался в Париж, где поступил на драматические курсы Шарля Дюллена. Потом стал работать в Народном театре Жана Виллара, но там ему предлагали роли уровня «кушать подано». Чтобы самому худо-бедно прокормиться, Пьер начал выступать с комедийными скетчами в парижских кабаре в образе неловкого, рассеянного недотепы, витающего в облаках. Так была найдена комедийная маска, которая со временем принесла ему успех.
В кино Пьер Ришар дебютировал поздно. Впервые он появился на экране в 33 года в широко известном фильме «Монпарнас, 19», но роль молодого художника была столь незначительной, что даже не удостоилась упоминания в титрах. Лишь через десять лет режиссер Ив Робер пригласил Ришара на роль «со словами» в фильм «Счастливчик Александр». Эта встреча оказалась судьбоносной. В следующий раз Робер доверил Ришару уже главную роль — рассеянного скрипача, которого принимают за суперагента, — в авантюрной комедии «Высокий блондин в черном ботинке». Эта картина прославила и постановщика, и актера. Двумя годами позже они выпустили сиквел — «Возвращение высокого блондина». Сценарий для обоих фильмов написал Франсис Вебер, который затем пригласил Ришара на главную роль в своем режиссерском дебюте — фильме «Игрушка», прогремевшем по всему миру. И понеслось...
В 70-90 годы прошлого века Ришар занял место первого комика во французском и европейском кино. Это успел признать корифей комедии Луи де Фюнес. Ришар снимался у главных французских комедиографов: Клода Зиди («Он начинает сердиться», «Короли шутки», «Не упускай из виду»), Жерара Ури («Побег» и «Укол зонтиком»), Эдуардо Молинаро («Налево от лифта»), Жерара Журдуи («Старая каналья»). А дружба с Вебером, а затем и Жераром Депардье вылилась в трилогию уморительно смешных комедийных картин «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», в которых два великих актера блистали на равных, не затмевая, а оттеняя столь непохожие таланты (и габариты) друг друга.
Всего Ришар сыграл под сотню ролей. Как актер умный, с хорошей театральной выучкой, он старался не замыкаться в рамках одного амплуа. Сыграл Робинзона Крузо в экранизации романа Даниеля Дефо, блеснул в музыкальной драме «Париж! Париж!», снялся в психологически емком фильме «Без семьи» по роману Гектора Мало. Одной из лучших его работ стал политический трагифарс Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара», который принес актеру, не избалованному, как и все комики, фестивальными наградами, приз за лучшее исполнение мужской роли в Карловых Варах. А сам фильм был выдвинут от Грузии на «Оскар», жаль, что не получил его.
Для продвижения «Влюбленного кулинара» Пьер Ришар специально приехал на премьеру фильма в столице России. И пригласил нескольких журналистов, среди которых оказался и автор этих строк, на ужин в один из московских ресторанов. Я тогда впервые увидел не эталонного ришаровского персонажа Франсуа Перрена — недотепу в одном ботинке, вечно спотыкающегося, наступающего на свои шнурки, разбивающего лоб о стеклянную дверь, а живого и очень обаятельного актера Пьера Ришара. Само собой, остроумного, но и стильно одетого, по-французски галантного, блестяще образованного. Ришар оказался тонким знатоком творчества Бунина, Тургенева, Чехова, Достоевского, Булгакова, ценителем фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева. И при этом цепким, хватким деловым человеком, которому не чужды понятия «финансы», «бизнес», «маркетинг». Все-таки гены промышленника-деда дали о себе знать...
Выяснилось, что Пьер Ришар не только снимается в кино, но и снимает его сам в качестве продюсера и режиссера («Рассеянный», «Я ничего не знаю, но все скажу», «Я робкий, но я лечусь», «Мечтать не вредно»). А еще он рассказал, что съездил на Кубу и снял там документальный фильм про лидера кубинской революции Че Гевару. А еще возобновил сотрудничество с театрами, где уже в своем новом актерском ранге стал играть французскую и мировую классику. А еще начал писать мемуары и издал пластинки со своими песнями. А еще по совету Жерара Депардье приобрел поместье площадью 20 га на юге Франции, где стал производить вино, которое ежегодно десятками тысяч бутылок поставляется в европейские рестораны.
Позже мы не раз встречались, беседовали с Ришаром на российских фестивалях, где он был желанным гостем, на премьерах его новых спектаклей и фильмов. Одна из самых памятных встреч состоялась в Ханты-Мансийске, куда он приехал получить приз за вклад в мировое кино и хлебнуть сибирской экзотики. Ему было уже без малого 70 лет, но прилетел он со своей новой молодой женой, бразильской манекенщицей Сейлой, которая не сводила с него влюбленных глаз. Как выяснилось, она ответила на ухаживания Ришара, не видя ни одного его фильма и даже не зная, что он всемирно знаменитый актер. Бывает, оказывается, и такое...
Пьер Ришар и его бразильская жена Сейла. Фото из архива автора.
В Ханты-Мансийске Ришар, которого утеплили пуховым комбинезоном, меховой шапкой, обули в валенки, не уставал удивляться, что в России и на всем пост-советском пространстве его помнят и любят, одаривают овациями. Он с удовольствием ездил на охоту и зимнюю рыбалку, катался на собачьих упряжках, дегустировал русскую водку и местные лакомства — оленину, пельмени из медвежатины, строганину из муксуна. И вообще демонстрировал отменный вкус к жизни.
— Вы уже много лет смешите публику. Скажите честно: вам не надоело валять дурака?— с подколкой спросил я его при случае.
— Нет, ничуть не надоело, — неожиданно серьезно ответил Ришар. — Наоборот, когда снимаюсь, то чувствую себя, как на каникулах, на отдыхе. Просыпаюсь, и первая мысль: классно, я буду сегодня сниматься! Я живу в полной эйфории во время съемок, и с возрастом это чувство не проходит. У меня уникальная профессия в том смысле, что она дает возможность встречаться с новыми людьми (почти все из них гораздо умнее меня), путешествовать по разным странам. Я нырял во все моря на планете. Я катался на лыжах в горах всех континентов. Я был в Африке и на Крайнем Севере, в песках пустыни и в непроходимых джунглях. Судьба одарила меня восхитительными подарками — любовью зрителей, любовью прекрасных женщин, любовью моих сыновей и внуков. И это, невзирая на возраст, позволяет мне сохранить острый вкус к счастью.
В новом веке Пьер Ришар снимается меньше, чем в свои лучшие годы. Его режиссеры умерли или, постарев, ушли на покой. Да и некогда буйная шевелюра Ришара поредела и поседела. Но он по-прежнему в хорошей творческой форме. В прошлом году, например, сыграл сразу в двух громких фильмах — «Жанна Дюбарри» и «Астерикс и Обеликс: Поднебесная». Первая картина открывала Каннский кинофестиваль и недавно с успехом прошла по нашим экранам. В канун своего 90-летия актер по-прежнему открыт новым предложениям.
Если нет съемок, конец лета и начало осени Ришар обычно проводит в своем поместье, где вместе с сыном занимается купажированием вина. А еще устраивает здесь автограф-сессии для своих поклонников. Они приезжают из разных стран мира, в том числе из России. Ришар расписывается на бутылках с собственной фотографией, делает сэлфи с туристами, охотно общается с ними. Бывают дни, когда ему приходится давать десятки, а то и сотни автографов. Народная тропа к Пьеру Ришару, который на протяжении полувека дарит зрителям улыбки, радость, свет и добро, не зарастает.