Главная Культура 00:05 16 Августа 2024 19277
Высокий блондин в русских валенках

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем. Другой дед — простым моряком с итальянскими корнями и творческими наклонностями. Поскольку родители Пьера развелись, когда ему было три года, он жил у одного, а гостевал у другого деда. И видел жизнь как с парадной, так и с горькой стороны. Эти наблюдения потом пригодились ему в профессии.

Актерские способности проявились у Пьера еще в школьные годы. Дед-аристократ из неведомых побуждений отдал внука в пятидневную школу-пансионат, где «барчука» Пьера — высокого, нескладного, тощего, с лохматой шевелюрой — регулярно дубасили дети заводских рабочих. Другой дед, с которым они по выходным ели макароны и ходили на рыбалку, посоветовал склонному к лицедейству внуку вместо участия в драках развлекать, смешить своих обидчиков. Пьер внял его совету — и со временем стал любимцем хулиганистых подростков.

После школы Ришар отказался изучать экономику и наследовать семейный бизнес. Богатый дед разгневался и исторг его из своего сердца. Ришар порвал с буржуазной семьей и решил заняться тем, к чему лежала душа. Из провинции он перебрался в Париж, где поступил на драматические курсы Шарля Дюллена. Потом стал работать в Народном театре Жана Виллара, но там ему предлагали роли уровня «кушать подано». Чтобы самому худо-бедно прокормиться, Пьер начал выступать с комедийными скетчами в парижских кабаре в образе неловкого, рассеянного недотепы, витающего в облаках. Так была найдена комедийная маска, которая со временем принесла ему успех.

В кино Пьер Ришар дебютировал поздно. Впервые он появился на экране в 33 года в широко известном фильме «Монпарнас, 19», но роль молодого художника была столь незначительной, что даже не удостоилась упоминания в титрах. Лишь через десять лет режиссер Ив Робер пригласил Ришара на роль «со словами» в фильм «Счастливчик Александр». Эта встреча оказалась судьбоносной. В следующий раз Робер доверил Ришару уже главную роль — рассеянного скрипача, которого принимают за суперагента, — в авантюрной комедии «Высокий блондин в черном ботинке». Эта картина прославила и постановщика, и актера. Двумя годами позже они выпустили сиквел — «Возвращение высокого блондина». Сценарий для обоих фильмов написал Франсис Вебер, который затем пригласил Ришара на главную роль в своем режиссерском дебюте — фильме «Игрушка», прогремевшем по всему миру. И понеслось...

В 70-90 годы прошлого века Ришар занял место первого комика во французском и европейском кино. Это успел признать корифей комедии Луи де Фюнес. Ришар снимался у главных французских комедиографов: Клода Зиди («Он начинает сердиться», «Короли шутки», «Не упускай из виду»), Жерара Ури («Побег» и «Укол зонтиком»), Эдуардо Молинаро («Налево от лифта»), Жерара Журдуи («Старая каналья»). А дружба с Вебером, а затем и Жераром Депардье вылилась в трилогию уморительно смешных комедийных картин «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», в которых два великих актера блистали на равных, не затмевая, а оттеняя столь непохожие таланты (и габариты) друг друга.

Всего Ришар сыграл под сотню ролей. Как актер умный, с хорошей театральной выучкой, он старался не замыкаться в рамках одного амплуа. Сыграл Робинзона Крузо в экранизации романа Даниеля Дефо, блеснул в музыкальной драме «Париж! Париж!», снялся в психологически емком фильме «Без семьи» по роману Гектора Мало. Одной из лучших его работ стал политический трагифарс Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара», который принес актеру, не избалованному, как и все комики, фестивальными наградами, приз за лучшее исполнение мужской роли в Карловых Варах. А сам фильм был выдвинут от Грузии на «Оскар», жаль, что не получил его.

Для продвижения «Влюбленного кулинара» Пьер Ришар специально приехал на премьеру фильма в столице России. И пригласил нескольких журналистов, среди которых оказался и автор этих строк, на ужин в один из московских ресторанов. Я тогда впервые увидел не эталонного ришаровского персонажа Франсуа Перрена — недотепу в одном ботинке, вечно спотыкающегося, наступающего на свои шнурки, разбивающего лоб о стеклянную дверь, а живого и очень обаятельного актера Пьера Ришара. Само собой, остроумного, но и стильно одетого, по-французски галантного, блестяще образованного. Ришар оказался тонким знатоком творчества Бунина, Тургенева, Чехова, Достоевского, Булгакова, ценителем фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева. И при этом цепким, хватким деловым человеком, которому не чужды понятия «финансы», «бизнес», «маркетинг». Все-таки гены промышленника-деда дали о себе знать...

Выяснилось, что Пьер Ришар не только снимается в кино, но и снимает его сам в качестве продюсера и режиссера («Рассеянный», «Я ничего не знаю, но все скажу», «Я робкий, но я лечусь», «Мечтать не вредно»). А еще он рассказал, что съездил на Кубу и снял там документальный фильм про лидера кубинской революции Че Гевару. А еще возобновил сотрудничество с театрами, где уже в своем новом актерском ранге стал играть французскую и мировую классику. А еще начал писать мемуары и издал пластинки со своими песнями. А еще по совету Жерара Депардье приобрел поместье площадью 20 га на юге Франции, где стал производить вино, которое ежегодно десятками тысяч бутылок поставляется в европейские рестораны.

Позже мы не раз встречались, беседовали с Ришаром на российских фестивалях, где он был желанным гостем, на премьерах его новых спектаклей и фильмов. Одна из самых памятных встреч состоялась в Ханты-Мансийске, куда он приехал получить приз за вклад в мировое кино и хлебнуть сибирской экзотики. Ему было уже без малого 70 лет, но прилетел он со своей новой молодой женой, бразильской манекенщицей Сейлой, которая не сводила с него влюбленных глаз. Как выяснилось, она ответила на ухаживания Ришара, не видя ни одного его фильма и даже не зная, что он всемирно знаменитый актер. Бывает, оказывается, и такое...


Пьер Ришар и его бразильская жена Сейла. Фото из архива автора.

В Ханты-Мансийске Ришар, которого утеплили пуховым комбинезоном, меховой шапкой, обули в валенки, не уставал удивляться, что в России и на всем пост-советском пространстве его помнят и любят, одаривают овациями. Он с удовольствием ездил на охоту и зимнюю рыбалку, катался на собачьих упряжках, дегустировал русскую водку и местные лакомства — оленину, пельмени из медвежатины, строганину из муксуна. И вообще демонстрировал отменный вкус к жизни.

— Вы уже много лет смешите публику. Скажите честно: вам не надоело валять дурака?— с подколкой спросил я его при случае.

— Нет, ничуть не надоело, — неожиданно серьезно ответил Ришар. — Наоборот, когда снимаюсь, то чувствую себя, как на каникулах, на отдыхе. Просыпаюсь, и первая мысль: классно, я буду сегодня сниматься! Я живу в полной эйфории во время съемок, и с возрастом это чувство не проходит. У меня уникальная профессия в том смысле, что она дает возможность встречаться с новыми людьми (почти все из них гораздо умнее меня), путешествовать по разным странам. Я нырял во все моря на планете. Я катался на лыжах в горах всех континентов. Я был в Африке и на Крайнем Севере, в песках пустыни и в непроходимых джунглях. Судьба одарила меня восхитительными подарками — любовью зрителей, любовью прекрасных женщин, любовью моих сыновей и внуков. И это, невзирая на возраст, позволяет мне сохранить острый вкус к счастью.

В новом веке Пьер Ришар снимается меньше, чем в свои лучшие годы. Его режиссеры умерли или, постарев, ушли на покой. Да и некогда буйная шевелюра Ришара поредела и поседела. Но он по-прежнему в хорошей творческой форме. В прошлом году, например, сыграл сразу в двух громких фильмах — «Жанна Дюбарри» и «Астерикс и Обеликс: Поднебесная». Первая картина открывала Каннский кинофестиваль и недавно с успехом прошла по нашим экранам. В канун своего 90-летия актер по-прежнему открыт новым предложениям.

Если нет съемок, конец лета и начало осени Ришар обычно проводит в своем поместье, где вместе с сыном занимается купажированием вина. А еще устраивает здесь автограф-сессии для своих поклонников. Они приезжают из разных стран мира, в том числе из России. Ришар расписывается на бутылках с собственной фотографией, делает сэлфи с туристами, охотно общается с ними. Бывают дни, когда ему приходится давать десятки, а то и сотни автографов. Народная тропа к Пьеру Ришару, который на протяжении полувека дарит зрителям улыбки, радость, свет и добро, не зарастает.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9368
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7065
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?