Не хочется каркать, но стойкое ощущение дежавю преследует по пятам. Выглянешь в окно, пролистаешь информленты — братцы, так все это уже было во второй половине 1980-х! Так же вокруг все горело и взрывалось на фоне бесконечных речей ни о чем, выходили демонстранты (правда, тогда не студенты, а шахтеры стучали касками об асфальт). И так же по обе стороны разлома кучковались «мастера культуры», пытаясь определиться, с кем же они на этот раз.
Тогда, помните, Виктор Цой пел: «Перемен!», а многочисленные дети лейтенанта Шмидта — группы «Ласковый май» — проводили чес по городам и весям с «Белыми розами».
А сейчас рэперу Фейсу, группе «Кровосток» и команде с трудночитаемым названием IC3PEAK позволили-таки спеть на митинге «Отпускай! Допускай!» на проспекте Сахарова в Москве. Как, вы не знали этих ребят до нынешнего митинга? Да бросьте, песни Фейса уж года два звучат из каждого утюга. Начал трудный уфимский юноша Иван Дремин с лихого «Залетаю в магазин, выпускаю магазин, укороченный АК поет, как флейта» (песня «Салам»). А вот еще: «Родись, страдай, умри, играй. Бай-бай, засыпай, мой Калашников». Именно в таком порядке эти вещи прозвучали и на проспекте Сахарова.
Стиль «Кровостока» знатоки характеризуют так: «резкая нецензурная лирика в монотонном исполнении», за полтора десятка лет группа не выбилась из статуса нишевой. Ну а IC3PEAK с хитом «Грустная сука» и вовсе довольствовалась рангом «широко известной в узких кругах». Но теперь, конечно, они на баррикадах, хотя не очень понятно, что это меняет в творчестве.
Традиция давняя — делить артистов на правильных и не очень. Еще в 1927-м Маяковский, узнав о помощи Шаляпина бедствующим русским эмигрантам, разразился требованием: «С барина с белого сорвите, наркомпросцы, народного артиста красный венок!»
Уже в ельцинской России в предвыборную кампанию 1996 года, когда надо было хоть как-то приподнять рейтинг Бориса Николаевича с позорных 3%, Кремль запустил акцию «Голосуй, или проиграешь». К ней подключились властители умов, от «Наутилуса Помпилиуса» до «Браво», от «Любэ» до «Колибри», от Вахтанга Кикабидзе до Филиппа Киркорова... Памятен случай с Гариком Сукачевым, летавшим в туре и вдруг под действием согревающих напитков заявившим, что о поддержке Ельцина он и слышать не хочет, а голосовать собирается за Горбачева. «Неправильного» Гарика тут же сняли с дистанции...
Вот и сегодня московское начальство в преддверии выборов в Мосгордуму решило, что пренебрегать возможностями искусства негоже. И с изяществом слона в посудной лавке предложило Алексею Кортневу, автору нашумевшей песни «Шла Саша по шоссе», вести спешно организованный музыкальный фестиваль, вдруг совпавший во времени с несанкционированным шествием оппозиции 3 августа. К удивлению начальства, Кортнев отказался «по этическим соображениям». Как и некоторые другие артисты. А вот «Сплин» отказываться не стал, и «Чайф» тоже. За что на них ополчились пользователи соцсетей.
На наших глазах разлом грозит стать пропастью. На протестные акции в Москве пришли рэпер Оксимирон, актер из сериала «Глухарь» Владислав Котлярский и модный блогер Юрий Дудь. Против правоохранителей, избивавших девушку, выступили исполнители Егор Крид и Сергей Лазарев, их поддержали Лолита Милявская, Сати Казанова, Яна Рудковская и другие. А на них ополчились коллеги по цеху.
Вот, например, высказывание продюсера Иосифа Пригожина в адрес звезд шоу-бизнеса, поддержавших протестные акции в Москве. Его приводит агентство URA.RU: «У них нет позиции. Точнее, позиция такая, лживая, и нашим и вашим. Стоит только им заплатить, и они тут же изменят свою позицию. Вот и все», — сказал бессребреник Пригожин, не принимающий «всего этого протестного кипеша. Этих людей нужно отправить на трудные работы, чтобы они приносили пользу стране». По его словам, «щенки, которые сегодня выходят на улицы в Москве, не знали Собянина, когда тот был мэром Тюмени».
«При Собянине Тюмень была невероятно красивой, а кто уже плитку кладет — жена его, папа или мама, какая разница!» — сказал Пригожин.
«И, конечно, подпевать лучше хором», — призывала когда-то детская песенка. Увы, боюсь, хором уже не выйдет. У Виктора Цоя с «Ласковым маем» это не получалось, и у пригожинской Валерии с рэпером Фейсом не получится.