Главная Культура 22:27 16 Июля 2024 3550
Покорение Москвы красноярцами

В столице прошли гастроли Театра оперы и балета имени Хворостовского 

Сергей Бирюков, Татьяна Куперт
Гастроли сибиряков прошли в Москве с державным размахом. Фотопредоставлены Красноярским театром оперы и балета

Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского в последние годы работает так активно, что ломать голову над поводами для новых гастролей в Москве не нужно. Не прошло и двух лет с тех пор, как сибиряки поделились с москвичами своим открытием мирового уровня – возрожденным трехактным балетом Цезаря Пуни и Жюля Перро «Катарина, или Дочь разбойника», более ста лет считавшимся утраченным, (а в придачу привезли оригинальные постановки «Дон Жуана» Моцарта и «Лакме» Делиба), и вот новый визит: историческая опера «Ермак» одного из ведущих современных русских композиторов Александра Чайковского, очаровательный экскурс в мир французской комической оперы «Синяя Борода» Оффенбаха и только что поставленный балет Никиты Дмитриевского «Катарсис Данте» – на сцене московской «Геликон-оперы».

Сразу оговоримся – балет показался столь хаотичным по драматургии, банальным по пластическому языку, непроясненным по персонажам (кто тут Кассандра? кто Принц? кто Андрогин? кто Гадкий Утенок? кто Сизиф? кто Диоген? И главное, как все они связаны с темой духовной эволюции центрального героя – Данте?), что обсуждать его всерьез мы не беремся. Этот скептицизм ни в коей мере не касается профессионального мастерства Олеси Алдониной, Юрия Кудрявцева, Ксении Лапиной, Сакихо Кобаяси, Григория Ботенкова, Матвея Никишева и других исполнителей: возможности красноярской балетной труппы известны хотя бы по той же «Катарине…». Равно как не за что кинуть камень в автора костюмов Инну Зайцеву, чьи персонажи вроде девушки в меховом манто или парней в ковбойках вполне сгодились бы в другом сюжете – скажем, про строителей Сибири и конфликт трудового энтузиазма с пережитками прошлого в сознании отдельных граждан. Но все это, включая эффектный свет и завывания космической музыки, тонет в болоте общей непродуманности замысла, сводя спектакль до уровня полусамодеятельного, притом невероятно затянутого (почти полтора часа!) эстрадного шоу.

Один из множества эпизодов балета «Катарсис Данте»

Закончив с этой грустной обязаловкой, перейдем к гораздо более позитивным главам нашего рассказа. Среди таковых – представление исторической оперы, а по сути масштабного просветительского проекта современного российского композитора Александра Чайковского «Ермак».

Русская историческая тема занимает в творчестве А.Чайковского одно из центральных мест. Перу композитора принадлежат хоровая опера «Сказание о Борисе и Глебе», опера-кантата «Александр Невский», оратория «Слово о полку Игореве»… «Ермак» – органическое продолжение этой линии. О том, как более четырёх столетий назад храбрый казацкий атаман покорил Сибирь, прирастив ею Русское царство, нараспев повествуют своим слушателям красноярские оперные артисты уже целых пять лет (премьера состоялась в 2019 году). Притом на каждом представлении, говорят знающие люди, неизменный аншлаг. Чем же так привораживает этот сюжет «давно минувших дней» российской истории?

Прежде всего – эффектной драматургической находкой: авторы либретто Дмитрий Макаров и сам композитор вкупе с режиссером-постановщиком Георгием Исаакяном «оживили» для всех (даже «ленивых и нелюбопытных», по определению Пушкина) известную картину Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», с которой, кстати, в свое время началась коллекция Русского музея в Петербурге: полотно потрясло императора Николая II, немедленно его приобретшего за 40 тысяч рублей и передавшего в только что учрежденное национальное хранилище искусства. (Державу не сберег, так хотя бы ее собирателей уважал – но это так, замечание в сторону.) Нынче же с «картины» прямо на сцену сошли бьющиеся друг с другом казаки Ермака и Кучумово воинство (режиссер этой великолепной хореографии – Сергей Бобров). Рисунок пляски татарских воинов подчёркнут музыкальным ритмом и его напряжением. Хороши и массовые народные сцены, особенно та, в которой хор почти современным рэпом провожает русских воинов на судьбоносную схватку с врагом («Ну-ка, други, будем драться»). Разумеется, музыкальный язык оперы вполне современен, что никоим образом не мешает воспринимать ее как сценическое повествование о чем-то архаичном, давно забытом… Здесь много речитативов, что сближает произведение с классическими образцами оперного эпоса («Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина). Впрочем, дирижёр Эльдар Нагиев признался в том, что ориентировался скорее на традицию Стравинский – Шостакович – Щедрин. Что ж, тоже достойный подход к прочтению партитуры!

На сцене много действующих лиц; да и как им не быть, если исторический сюжет 1582 года рассматривается через призму почти пятилетнего процесса создания сибиряком Василием Суриковым его живописной картины, впервые представленной художником на выставке передвижников в 1895 году. Потому тут и Репин, и Нестеров, и Поленов, и Лев Толстой, и бытописатель Гиляровский, и, безусловно, критик Стасов с меценатом Павлом Третьяковым (уступившим, как уже знает читатель, покупку новоявленного полотна самому государю). Каждому нашёл своё место в спектакле режиссёр Георгий Исаакян. Его видение этой истории на сцене безупречно, а потому захватывающе и восхитительно для зрителя, который по сюжету «перемещается» и во времени, и в пространстве. Дух той или иной эпохи очень точно подчёркивают костюмы героев, продуманные художником Вячеславом Окуневым до мельчайшей детали. Равно как и его же декорации, подобно кинематографическим кадрам, обозначают в опере сцены действия: квартиру художника с его дочерьми, мастерскую с мольбертом, ярмарочную площадь, острог Строгановых, казачью станицу, берег реки с лодками-плоскодонками, выставочный зал, покои Ивана Грозного… Совершенно фантастично сценическое решение всех этих пространственно-временных чудес, дополняемых видеопроекциями на заднике (Константин Рогозин). Особенно впечатляющ набегающий на зрителя своими волнами могучий Енисей-батюшка – символ жизни и труда сибиряков на берегах великой реки, а в то же время олицетворение хода времени и дум о вечном. Мощно! На увеличенных же «видеофрагментах» суриковской картины вдруг проявляются лица артистов, исполняющих роли казаков во главе с Ермаком – Алексем Бочаровым. Именно он рассказывает Сурикову (Максим Строганов), «как было дело тогда, в XVI веке». К сожалению, не всё хорошо слышно в зале (из-за дикции ли певца? из-за низкой ли тесситуры его оперной партии в целом?). Благо, ситуацию спасала «бегущая строка» и прекрасно изданный буклет к спектаклю.

На фоне главных действующих лиц – Суриков, Ермак, хан Кучум – самым впечатляющим оказался царь Иван Грозный (браво, Владимир Александрович!). Этот монолог (пожалуй, единственную полноценную арию в опере) исполнитель провел блистательно, сделав свою сцену кульминацией всего спектакля.

Иван Грозный – яркая роль Владимира Александровича.

После неё наступил как бы «обратный отсчёт»… От всего увиденного и услышанного, надо признаться, в сознании невольно возник патриотический вывод: «Сибирь – наша! И вовеки веков!» Так опера «Ермак» А.Чайковского, вслед за легендарной картиной Сурикова, вошла в ряд художественных подтверждений мысли о величии России и необходимости уберечь ее от любых напастей, следуя примеру наших предков. Остается пожелать опере такой же долгой жизни и зрительской любви, как у суриковского творения.

Одно из приобретений предыдущего сезона комическая опера Оффенбаха «Синяя Борода» чисто формально возвращает нас назад – из современной музыки в романтизм XIX века, а из событий конца XVI столетия в вовсе «давние времена» (так в либретто). Но в том и неувядаемость искусства замечательного французского композитора – помимо искрометности его серенад, вальсов, галопов, симфонических картин (этот само собой), оно изумительно злободневно своими нестареющими сюжетами – что в суперпопулярных «Орфее в аду» или «Прекрасной Елене», что в менее известных «Робинзоне Крузо» или «Острове Тюлипатан», недавно тоже пришедших на наши сцены и будто о сегодняшнем дне с его политическими и иными передрягами написанными.

Правда, в «Синей Бороде», судя по оригинальному тексту, фантазия постоянных либреттистов Оффенбаха Мельяка и Галеви дала некоторую осечку: ну, пересказали на комический лад всем известный сюжет, однако без особого фарсового блеска, как в том же «Орфее в аду» или «Тюлипатане». Тут надо отдать должное режиссеру Сергею Новикову, художнице Марии Высотской и всей постановочной команде – они совершили рискованный, часто критикуемый рецензентами шаг, перенеся действие в другую эпоху, но на сей раз попали не просто в десятку – в двадцатку, заменив невнятную интригу между аморфными феодалами и их подданными на остроактуальные страсти в современном шоу-бизнесе. В этой версии Синяя Борода и Бобеш – главы конкурирующих киностудий, ненасытное влечение заглавного героя ко все новым бракам – не просто природная кровожадность, а желание поглощать активы своих жен, для чего, собственно, и намечена им очередная, седьмая жертва – дочь Бобеша Гермия, женитьба на которой сделала бы его хозяином соперничающей фирмы. Заблистали актуальностью и переделанные Ольгой Ершовой словесные тексты – досталось, само собой, нынешней киноиндустрии (Бобеш: «Что у нас снимают – «Чебурашку»? А у Бороды – «Летучий корабль»? Ей-богу, чувствую себя в 1976 году») и нынешним политическим закидонам (Борода: «Мало того что жена разбила мой джип и выложила мой храп в рутуб – она оказалась либералкой и феминисткой!»).

Притом в полной мере сохранена и даже усилена лирическая линия шестой жены, рядовой актрисы (в оригинале крестьянки) Булотты – единственной, которая не только не захотела смириться с ролью жертвы, но и реально полюбила, и самого Бороду не просто публично устыдила, но заставила впервые в жизни испытать настоящую любовь.

Виктории Кангиной (Булотта), Денису Гречишкину (Синяя Борода) и всем создателям спектакля удалось наполнить шутку Оффенбаха живым, сегодняшним горячим чувством

На такой драматургической канве и образы этой иронической сказки обрели новую рельефность – страстная в своих ариях, дуэтах с Бородой, финальном галопе с шестью другими, к счастью, вполне живыми женами Бороды Булотта (прекрасная роль голосистой красавицы Виктории Кангиной), саркастический добряк Пополани – не алхимик, а директор студии Бороды (Олег Алексеев), напыщенный Бобеш (Евгений Балданов), его язвительная жена Клементина (Екатерина Кочеткова), их капризная дочка Гермия (пронзительноголосая Александра Черпакова), благодушный ухажер Сафир (Эдвард Арутюнян), солдафонистый Оскар – не королевский министр, а всего лишь помощник Бобеша (Алексей Соколов)… И сам Синяя Борода, в центральные лирические моменты почти столь же трогательный, как кальмановский Мистер Икс, но, конечно, не способный долго грустить, а быстро переходящий на коронные оффенбаховские галопы (неотразимо харизматичный Денис Гречишкин).

Добавим сюда изумительные симфонические картины, рисующие ночь, грозу, лунное сияние (какая романтическая опера без этих атрибутов), где заблистал чистыми, слегка пастельными красками оркестр под управлением дирижера-постановщика Александра Юдасина… Ради такого можно простить и не слишком, может быть, ловкое разделение третьей картины второго действия (замок Бороды) на две части, между которыми вставлена вторая картина (дворец Бобеша), и введение не очень понятно для чего прекрасного, но тут явно вставного дуэта-баркаролы из «Сказок Гофмана»…

Нет, не зря Ермак присоединял Сибирь к России. Право, стоило! Хотя бы для того, чтобы как можно чаще приезжали к нам с берегов Енисея такие талантливые и разные спектакли. 

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 16151
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 13481
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Культура 00:07 / 13 Сентября 2024 10334
Этот туман похож на обман

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

Культура 00:03 / 13 Сентября 2024 9205
Дорожный романс

Кинорежиссер Владимир Грамматиков совершил сентиментальное путешествие в свое послевоенное детство

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова. Это возвращение режиссера на большой экран после длительного перерыва. Мастер, подаривший нам когда-то детские хиты «Усатый нянь», «Шла...

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

По словам певицы, ей, а также ее родным угрожают убийством и причинением тяжкого вреда здоровью

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Известная российская певица Лариса Долина попросила взять ее под государственную защиту. Она заявила, что ей угрожают убийством. Как сообщает Telegram-канал «База», 68-летняя артистка написала заявление на имя начальника управления...

Свое 80-летие Владимир Спиваков встречает со скрипкой в руках

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Natalya Loginova, globallookpress.com

Помню первые выступления Владимира Спивакова и его «Виртуозов Москвы» в телеогоньках. Посреди более или менее официозной советской эстрады это был прорыв в другой мир, где все отличалось особой подлинностью: ювелирная...

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
Труд
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 7491
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 6698
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Как пояснила спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова, у Зейналовой, помимо журналистского образования, есть и красный диплом Дипакадемии МИД 

Ирада Зейналова. Кадр телеканала НТВ

Популярная телеведущая Ирада Зейналова назначена послом России в Республике Маврикий. Соответствующий указ в пятницу, 13 сентября, подписал президент РФ Владимир Путин. На этом посту 52-летняя Зейналова сменила Константина Климовского, работавшего...

Центральный музей древнерусской культуры и искусства встревожен разрушением исторических стен

Елена Широян, искусствовед
Труд
Насыпь справа, сильно поднявшая пешеходные дорожки, направляет осадки прямо под древние стены. Фото предоставлены Музее имени Андрея Рублева

Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, кратко ЦМиАР, расположенный в бывшем Андрониковом монастыре, — одно из самых притягательных мест в Москве. Мало еще где за пределами Кремля можно...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 5763
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Культура 00:04 / 30 Августа 2024 5716
Патриотизм задорого

Стоят ли концерты Шамана, Газманова и иных проводников традиционных ценностей траты государственных денег

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Власти Оренбургской области, если верить сайту госзакупок, потратили на приглашение Шамана 16 миллионов рублей. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Бесплатный (для публики) концерт певца Shaman (Ярослав Дронов) должен пройти сегодня, 30 августа, на праздновании Дня города Оренбурга. Но анонс концерта внезапно вызвал скандал: депутат Государственной думы РФ Яна Лантратова...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?