Главная Культура Афиша 00:15 16 Февраля 2024 11115
О высокой кухне и высоких отношениях

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же Каннах «Золотой пальмовой ветвью», получила на «Оскаре» пять номинаций в главном конкурсе. Французским любителям кино в этом году есть за кого болеть и чем гордиться.

Выдающаяся, на мой взгляд, лента «Анатомия падения» в постановке Жюстин Трие недавно прошла в нашем прокате, сегодня ее можно легко отыскать в онлайн-кинотеатрах. А премьерные показы «Рецепта любви» во всем мире сопровождаются повышенным интересом не только киноманов, но и гурманов, завсегдатаев дорогих ресторанов. Оно и понятно: фильм, снятый по мотивам романа Марселя Руффа «Страстный Эпикур» (1924), рассказывает о тайнах и чудесах высокой кулинарии.

В центре ленты — знаменитый французский повар Доден Буффан, изобретающий рецепты новых блюд и совершенствующий вкус старых. Ему у плиты помогает хрупкая Эжени. Собрав на огороде хрустящие от утренней росы овощи, она целыми днями виртуозно воплощает его идеи в жизнь. Большая и едва ли не лучшая часть фильма посвящена процессу приготовления еды, причем снималось это без муляжей, исключительно с натуральными продуктами.

Консультировал фильм выдающийся гастроном Пьер Ганьер, обладатель 14 звезд Мишлен, управляющий 18 ресторанами в разных странах. Он отнесся к делу ответственно. Для одной только сцены приготовления традиционного французского рагу пошло 40 кг парной говядины, а на весь фильм ушли тонны отборных продуктов.

Главные герои на кухне почти не переговариваются — они понимают друг друга с полувзгляда. В фильме нет музыки — только звон посуды, дыхание жаровен и духовок, шипение масла на сковороде, клокотание бульонов. На наших изумленных глазах варится консоме из петуха и раков, запекается каре ягненка, в огромный чан опускаются рыбины, извлекаются из раковин устрицы, взбиваются кремы для десертов. И все это великолепие потом выносится на суд друзей повара — таких же знатоков и ценителей высокой кухни.

На дворе неспешный XIX век. Обеды гурманов могут длиться и по восемь часов кряду. Все это с чувством, толком, расстановкой, под изысканные вина, коньяки, ликеры. Эжени в гастрономических пиршествах, сдобренных сигарным дымом, не участвует. Она обедает с прислугой, отдавая пальму первенства своему шефу, которого считает поэтом, гением кулинарии, а себя именует кухаркой.

Зато в спальне, куда частенько наведывается Доден, главенствует Эжени, открывая или не открывая дверь на его деликатный стук. Они вместе уже 20 лет, Доден неустанно зовет ее замуж, но она отвечает ускользающей улыбкой. В чем тут дело — в обостренном чувстве независимости или в неизвестной болезни, ставящей в тупик врачей, авторы не объясняют. Как не объясняют, почему ближе к концу картины она это предложение все-таки принимает. Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг, известный по фильмам «Аромат зеленой папайи», «Рикша», «Норвежский лес», оставляет зрителям простор для домысливания загадочной женской судьбы.

Главных героев играют лау-реат Каннского фестиваля и премии «Сезар» Бенуа Мажимель и обладательница всевозможных наград Жюльет Бинош. Когда-то они были вместе, у них взрослая дочь Ханна. Но не зря говорят, что старая любовь не ржавеет. Пережитое актерами чувство добавило их экранному дуэту трепетности, нежности, красоты. Две эротические сцены, в которых Жюльет обнажается, выглядят на экране чувственно — и деликатно.

Да и весь фильм, стилизованный под импрессионистов (иные кадры напоминают картины Моне, Сезанна, Ренуара), снят с французской элегантностью. В «Рецепте любви» не нужно искать особых содержательных глубин. В ленте, сплетаясь воедино, звучат два простых и ясных мотива: песнь во славу высокой любви, которую герои пронесли через годы, и тост во славу высокой кулинарии, которую французы пронесли через века. Приходить на «Рецепт любви» с пустым желудком — значит, обрекать себя на голодные спазмы. Круассаны и багеты, которые перед пресс-показом фильма милосердно выдали журналистам прокатчики, дела не спасли. После финальных титров я немедленно бросился утолять голод — увы, не в трехзвездочном ресторане (гонорары не позволяют), а в ближайшем фастфуде. Все-таки мы не французы...

Цифра

В 2023 году французские фильмы заработали в мировом прокате 256 млн долларов. Российское кино выручило за рубежами нашей страны только 13, 5 млн долларов, то есть, почти в 20 раз меньше.

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3607
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 2286
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...