Главная Культура 19:03 15 Октября 2021 8063
Как русские художники за морем счастья искали

Спустя почти сто лет Музей русского импрессионизма вспоминает легендарную русскую выставку в Нью-Йорке

Елена Широян
Картина Вениамина Белкина «Фрукты на синем», дважды совершив путешествие через океан, обрела свой постоянный дом в Русском музее. Изображения предоставлены Музеем русского импрессионизма

Старое, доброе, веками проверенное отечественное искусство. Реализм с вкраплениями русского сезаннизма, пленэризма и модерна плюс чуть-чуть авангарда в мягком, отнюдь не радикальном варианте. Имена Льва Бакста, Бориса Кустодиева Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аркадия Рылова, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Юона, как и названия Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, ласкают слух, Вопрос лишь, почему эти вещи отличного качества поступили на нынешнюю выставку в Музее русского импрессионизма «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» из самых разных точек планеты, хотя возили их в США в надежде распродать там как горячие пирожки?

Отрадно, что Музей русского импрессионизма, созданный в Москве лишь пять лет назад, уже занял свою нишу и берется за сложные темы. Вот как то заокеанское турне, которое до сих пор — почти непаханое поле, хотя случилось оно век назад.

В ту пору привычная нам «культурная дипломатия» была еще в зародыше. Хотя, допустим, картины Айвазовского и Верещагина американцы увидели уже в XIX веке, а в начале ХХ столетия культуртрегерские проекты вроде балетов Анны Павловой дополнились и регулярными показами обосновавшихся на Гудзоне беглецов из разоренной революционной России.

При наступлении нэпа творцы воспряли и попытались вернуться к прежней арт-практике. Ведь большинство художников России в ту пору переживали катастрофу. Если ты не выходишь из стен мастерской под лозунгом «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», то сиди без работы и денег: арт-рынок разрушен. Группа организаторов американской поездки, включившая Игоря Грабаря, Константина Сомова, Сергея Виноградова и даже издателя Ивана Сытина, поставила перед собой задачу не столько пропаганды русского искусства с его маэстрией, сколько оказания собратьям чисто гуманитарной помощи. США же выбрали как страну богатую и благополучную, особенно на фоне только что жестоко отвоевавшей Европы. Собрали масштабную коллекцию почти в полторы тысячи работ, продумали темы, стилистику, афиши, каталог. Но что-то пошло не так — о чем «рассказывают» те семь десятков работ, что поступили на нынешнюю выставку из музеев и частных собраний России и мира.

«Рыбак с крабом» — одна из немногих новаторских работ, попавших в состав нью-йоркской выставки. Собрание Майи и Анатолия Беккерманов

Тогда, в 1924-1925 годах, русским мастерам предоставили престижную площадку в центре Манхэттена, в Большом Центральном дворце. Удалось выручить от продажи более 50 000 тысяч долларов, хотя кураторы рассчитывали на много больший эффект, а рядом с миллионами, за которые уходят в наши годы на аукционах «Обнаженная» Серебряковой или «Радуга» Сомова, эти деньги кажутся смешными. Самое же главное — продались лишь около 90 из тысячи работ! Не более удачными оказались и последующие вояжи разделившейся на «северную» и «южную» часть выставки, проехавшей ещё по двадцати городам США и Канады. Не помогло и содействие видных американских деятелей культуры и бизнеса (в попечительский совет наряду с издателем Уильямом Хёрстом вошли члены виднейших семей США). Да и покупателей было немного: дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, а также поддержавшие соотечественников Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Организаторы американского турне (слева направо): Федор Захаров, Константин Сомов, Иван Сытин, Игорь Грабарь, Иван Трояновский, Сергей Виноградов

На самом деле показы русского искусства за рубежом в ту пору не были такой уж редкостью. Уже состоялось явление русского авангарда в галерее Ван Димена в Берлине (1922), а в 1923-м Музей Стеделийк в Амстердаме показал «Первую русскую художественную выставку» с работами Эль Лисицкого, Малевича, Любови Поповой, Родченко, Татлина и их ближайшего круга. В 1924 году в советском разделе Венецианской биеннале предстало творчество Александра Веснина, Варвары Степановой, тех же Малевича, Поповой, Родченко, а в следующем году знаменитый павильон, спроектированный Константином Мельниковым, станет гвоздем эпохальной Выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Там потрясенные европейцы увидели, как преображалось искусство России, пока ее границы были закрыты из-за Мировой войны и революции.

На этом фоне то, что привезли в 1924 году в США Грабарь и Ко, выглядело старомодным, за исключением нескольких художников-новаторов — Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина или стоявших у истоков авангарда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Понимая разницу между европейской и американской аудиторией, инициаторы заокеанского вояжа не стремились показать себя радикалами.

Картина Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер» в итоге стала собственностью венской галереи «Альбертина»

Но даже эти опытные люди не представляли себе полностью вкусов и психологии «среднего американца». И вышло, что проект стал сшибкой двух миров: русской интеллигенции с ее порой аристократическими замашками и ностальгией о былом величии — и жесткого американского прагматизма, где бал правили не реальные представления о России, а расхожие мифы о «загадочной славянской душе», честно говоря, не так уж непохожие на нынешние: цыгане, тройка, сарафаны, пляски...

Так, европейски образованных русских кураторов шокировало предложение попечительского совета сопроводить вернисаж... костюмированным действом с русским самоваром! Дамы-патронессы, по словам Грабаря, желали видеть «настоящую» русскую экзотику, а нежелание гостей сводить важный культурный проект к лубочным увеселениям расценили как неуважение. Возможно, кураторы и раскаялись в своей гордыне: уязвленные вандербильдихи (одна из дам в самом деле была из семьи Вандербильдт) не стали приобретать русские вещи, в итоге выставка не окупила колоссальных затрат. Но не кусают ли теперь локти сами американцы — потомки тех, кто упустил шанс за скромные суммы приобрести работы классиков?

Столетие назад эта афиша Федора Захарова по мотивам Бориса Кустодиева украшала улицы Нью-Йорка

Со временем экспонаты рассеялись по разным странам. Музей провел почти детективное расследование и отыскал многое в коллекциях США, Канады, Армении, Великобритании, Германии, Испании, Франции, Швейцарии, Таджикистана... Так, «Виолончель» Шухаева прибыла из знаменитой венской галереи «Альбертина». На территории же самой России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону. Теперь в рамках самого масштабного проекта МРИ удалось установить судьбу сотен произведений, а какие-то и заново открыть для зрителей.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9362
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7058
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?