Одно уже ясно: на Олимпийских играх в Париже, которые пройдут с 26 июля по 11 августа 2024 года, российских спортсменов будет очень мало. Меньше даже, чем их было на заре олимпийского движения — на Играх в Лондоне-1908 и Стокгольме-1912. И ситуация может измениться лишь в худшую сторону — наших могут не пустить вовсе. Но пока остается шанс, надо бороться.
МОК и международные спортивные федерации сначала отстранили от соревнований российских атлетов, потом полтора года водили их на поводке, приговаривая невнятное «допустим, но, может быть, и не допустим». А высветившаяся на днях определенность нашим спортсменам добавила больше огорчений, чем надежд. Она, определенность, достигнута лишь в том, куда их не пустят. А это немалый сектор олимпийских дисциплин.
Итак, в командных игровых видах спорта россиян в Париже точно не будет. Не пустят и тех, кто «засветился» за полтора последних года в официальных правительственных мероприятиях. Для наших атлетов, кто в Париж все-таки прорвется, обязательным условием станет нейтральный статус: без флага, гимна и прочих государственных атрибутов.
По-прежнему выдвигаются требования к российским спортсменам подписать публичное осуждение СВО и политики РФ. Но узаконенного Международным олимпийским комитетом документа на сей счет нет. Ряд российских атлетов — велосипедисты, теннисисты, фехтовальщики, мастера единоборств — допущены до международных турниров, в том числе отборочных к Олимпиаде, и при этом от них не требовали подписать какие-то бумаги с осуждением. И вот на этой неделе процесс вождения россиян на поводке, похоже, вышел на финишную прямую.
Азиатские Игры, на которые Олимпийский совет Азии (ОСА) пригласил россиян еще зимой, все-таки пройдут без наших спортсменов. Под давлением МОК решено не допускать россиян и белорусов к этим состязаниям. А значит, по ряду видов спорта мы лишились возможности завоевать олимпийские лицензии.
Вот уже полтора года президент МОК Томас Бах старается усидеть на двух стульях. Он то заявляет, что спорт вне политики и что нельзя применять к атлетам мер коллективной ответственности. То отдает решение принципиального для олимпийского движения вопроса на откуп федерациям, а там свистопляска мнений. Тем не менее 11 сентября Томас Бах решительнее обычного объявил, что намерен допустить нейтральных атлетов к Играм в Париже. После чего даже министр спорта Украины Вадим Гутцайт впервые публично согласился с тем, что украинцы могут соревноваться с россиянами и белорусами.
Впрочем, в России тоже немало тех, кто противится участию россиян в Играх-2024 и авансом клеймит претендентов на поездку как «предателей, готовых плясать под чужую дудку с белой тряпкой» (имеется в виду олимпийский флаг). В таком духе высказывались особо ярые «патриоты» из числа чиновников, депутатов и публицистов. Правда, теперь такие голоса поутихнут — 12 сентября президент Владимир Путин во Владивостоке, можно сказать, одобрил «нейтральные» перспективы российских атлетов, заявив: «Спортсмены, кто годами, десятилетиями готовился к важнейшим стартам, должны сами принять это решение». В общем, ребята, думайте сами, решайте сами...
Другое дело, захотят ли участвовать в Олимпиаде все, кто еще имеет шанс пробиться в Париж-2024? На этом пути масса препятствий, выстроенных МОК и прочими международными организациями. Значительная часть лидеров сборных России по олимпийским видам спорта получают финансовую поддержку от государства, они оформлены в армейских структурах, «Динамо», Росгвардии. Как объяснили «Труду» в руководстве ЦСКА, если спортсмен их клуба уволится с места службы даже за месяц до начала отборочных олимпийских турниров или самих Игр, он не попадает под ограничения, озвученные МОК. Но при нынешней ситуации не каждый решится лишать себя стабильного дохода, отказываться от синицы в руках ради журавля в небе.
По всей видимости, для тех немногих, кто поедет в Париж, не будет организована привычная масштабная предолимпийская подготовка. И уж тем более олимпийским медалистам не стоит ожидать щедрых, как прежде, вознаграждений — премиями, квартирами и роскошными авто.
Однако не все решают деньги. Есть люди, готовые до последнего следовать за своей олимпийской мечтой. Вот что сказал «Труду» Данил ЛЫСЕНКО — один из немногих наших легкоатлетов, способных сегодня конкурировать с мировыми лидерами:
— Я выполнял олимпийский норматив пять раз в течение нынешнего сезона, этого вполне достаточно для участия в Олимпиаде. Теперь все зависит от Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Заявление Баха обнадеживает, а то я уже начал отчаиваться. Впрочем, как бы ситуация ни сложилась, я намерен упорно тренироваться и в следующем сезоне улучшать рекорды. Мечтаю свой лучший результат показать в Париже.
А вот что сообщила нам многократная чемпионка мира, главный тренер сборной России по пулевой стрельбе Татьяна ГОЛДОБИНА:
— Весной 2024 года состоятся еще два турнира, где можно завоевать олимпийские лицензии. Но Международная федерация спортивной стрельбы все еще хранит молчание насчет возможного допуска нас на Игры в Париже. И нам до сих пор не сообщили, какие стрелковые дисциплины будут включены в Игры дружбы и Игры БРИКС, которые пройдут в 2024 году в России. Тем не менее вся наша сборная продолжает готовиться в полную силу, несмотря на отсутствие определенности...
Что к этому добавить? МОК, повторим, решения по допуску россиян отдал на откуп международным спортивным федерациям, а там, увы, многое определяется уровнем неформальных отношений российских спортивных чиновников с иностранными. Например, Стрелковый союз России особой дружбы с ISSF не водил даже в благополучные годы. И потому, боюсь, у наших стрелков шансы попасть в Париж невелики. А вот ATP и WTA пока не заявляли о каких-либо ограничениях для россиян и белорусов, хотя наши теннисисты способны взять медали самой высокой пробы.
В плавании же и легкой атлетике даже после заявлений Баха поступают мрачные новости. Так, World Aquatics объявила о возможности участия в Париже лишь по одному нашему пловцу и прыгуну в воду в каждой дисциплине. А глава легкоатлетической WA Себастьян Коу дал свежий прогноз: «Вряд ли россияне и белорусы попадут на Олимпиаду. Наш Совет занял четкую позицию, я буду очень удивлен, если она изменится».
Звучит как приговор. Окончательный ли? Легкоатлетические турниры на Олимпиадах собирают гораздо больше зрителей и рекламодателей, чем чемпионаты мира. И если кто из россиян и белорусов зимой и весной 2024 года покажет высокие результаты, на Коу могут надавить телевизионщики и спонсоры. За период санкций с 2015 года наши легкоатлеты значительно снизили свой уровень. Но в прыжках в высоту дуэли между Данилом Лысенко и Мутазом Баршимом либо Марией Ласицкене и Ярославой Магучих могли бы стать главными событиями на балу «королевы спорта».
Наших представительниц художественной гимнастики допустят на соревнования в статусе нейтральных атлеток с 1 января, но единственный турнир, где еще будут разыгрывать олимпийские путевки, — это чемпионат Европы в Будапеште с 22 по 26 мая. Причем на всех представительниц России и Белоруссии осталась лишь одна путевка, которая достанется спортсменке, занявшей первое место или первое после тех, кто путевки уже завоевал...