Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав к своей героине Кате Пушкаревой, не наделенной модельной внешностью, но обладающей жизненной смекалкой, а главное умеющей глубоко и искренне любить, симпатию огромной зрительской аудитории. С тех пор актриса прошла большой путь, снялась во многих фильмах, стала одной из ведущих исполнительниц Российского академического молодежного театра, создала социальный бизнес-проект «Наивно? Очень», помогающий людям с тяжелыми психоневрологическими нарушениями. А в нынешнем театральном сезоне Нелли сыграла в двух премьерных спектаклях режиссера Рузанны Мовсесян — «Черное пальто» и «Сказки Пушкина» в «Пространстве «Внутри». И все-таки — что с Катей Пушкаревой? Всего этого коснулся наш с Нелли разговор.
— Что привлекло вас к проектам в небольшом помещении рядом с Курским вокзалом?
— Я никогда не делила театры на маленькие и большие, государственные и частные, известные и не очень. Главное, чтобы нравились режиссер и пьеса, которую он предлагает. «Пространство «Внутри» — прекрасное место, где много интересных спектаклей и чуткая, понимающая публика.
— Постановка «Черное пальто» основана на двух рассказах Людмилы Петрушевской, чье творчество иногда кажется мрачноватым...
— Один из рассказов, «Гигиена», я в первый раз услышала в читке Рузанны Мовсесян, и тогда у меня действительно дух захватило от ужаса. Но режиссер предложила произносить этот текст как поэзию. А к голосам трех актрис, выступающих от лица сразу нескольких персонажей, добавила живую музыку пианистки Марии Кальяновой и скрипача Давида Мовсесяна. И вдруг мне стало легко дышать! Очень люблю эту нежнейшую постановку, мне близка ее главная мысль: бескорыстная, отчаянная и бесстрашная любовь сильнее самых чудовищных обстоятельств.
— В спектакле вы играете и жену, и ее мужа. Сложная актерская задача?
— Задача очень интересная, ведь такая метаморфоза происходит без помощи грима — только через изменение жестов, тембра и ритма речи.
— В этом году 225-летие Пушкина отмечается множеством театральных работ. Что поможет не потеряться на этом фоне другой вашей премьере — «Сказкам Пушкина»?
— Приглашая на нее знакомых, говорю: наш спектакль — чистейшее хулиганство. Постановка выросла из экзамена студенток-художниц Школы-студии МХАТ. Они перенесли героев Пушкина в Египет, Японию, Древнюю Грецию, и любимые нами с детства персонажи неожиданно, но очень органично вписались в колорит этих стран. Каждая сказка у нас в спектакле не похожа на другую — со своими оформлением, характером и актрисой, которая ее ведет.
В спектакле «Сказки Пушкина». Фото Рузанны Мовсесян
— Одна из ваших ролей здесь — администраторша, чинно, по всей строгости правил приглашающая зрителей в зал. Как появился этот образ?
— Нам хотелось начать спектакль с какой-то узнаваемой ситуации. Наверное, каждый во время экскурсий по пушкинским местам или концертов, посвященных Александру Сергеевичу, встречал подобную особу, для которой любовь к поэту — нечто, подлежащее навязыванию, хотя знания ее самой о нем почерпнуты из какой-нибудь старой методички. Пусть зритель в начале спектакля немного испугается: неужели и действие сейчас начнется такое же формально-скучное?.. А потом ошарашиваем его японскими барабанами, и он выдыхает с облегчением. Сперва задать какие-то правила, а потом их нарушить — это и называется «творческим хулиганством».
— Любите нарушать правила?
— Смотря какие. Правила дорожного движения, например, старательно соблюдаю. А если вдруг случайно нарушу, то очень расстраиваюсь, даже если меня никто не останавливает. Есть вещи, в которых надо быть предельно внимательными, аккуратными и законопослушными. А вот в профессии нарушать правила люблю и даже считаю, что периодически это необходимо делать.
— В афише к «Сказкам Пушкина» использован рисунок вашего подопечного, «особого» художника Романа Горшенина...
— «Наивно? Очень» — проект социального предпринимательства, он все свои 13 лет живет по законам коммерческой структуры, то есть без спонсорских денег. Задумывали мы его как раз для того, чтобы талантливые люди с особенностями ментального развития чувствовали себя востребованными. Поэтому очень горжусь Романом Горшениным. Кстати, до этого он оформлял и афишу к постановке «Загадочное ночное убийство собаки» в «Современнике», а еще нарисовал серию картин к спектаклю, несколько лет выставлявшуюся в театре. С иллюстрациями наших подопечных и книги выходили. Несколько лет назад мы открыли галерею наивного искусства в центре дизайна Artplay, где можно не только посмотреть картины «особых» художников, но и купить их.
А еще в этом пространстве мы с коллегами из РАМТа, пожелавшими нам помочь, играем спектакли — театральное направление при проекте «Наивно? Очень» существует уже третий год. Авторы пьес разрешают нам использовать их безвозмездно. Уже есть такие постановки по «Женщинам Лазаря» Марины Степновой, «Сахарному ребенку» Ольги Громовой (эта книга издательства КомпасГид, а спектакль наш предназначен для семейного просмотра с детьми старше 10 лет) и по сборнику рассказов Натальи Ким «Родина моя, Автозавод». Зал в галерее рассчитан всего на 40 человек, но многие зрители приходят по несколько раз, потому что на спектаклях — совершенно особая атмосфера.
Одна из множества театральных афиш, выполненных участником проекта «Наивно? Очень» Романом Горшениным
— Поддержка коллег — это здорово! Вы работаете в РАМТе уже 24 года. С чем связано такое постоянство?
— Когда после ВГИКа меня пригласили сюда работать, мой мастер курса Георгий Георгиевич Тараторкин сказал, что очень рад за меня, потому что РАМТ — по-настоящему живой театр. А завтруппой Виктор Александрович Цымбал, подписывая со мной договор, произнес: «У нас — театр-дом, можно сказать, мы вас принимаем в свою семью». Все это оказалось правдой. В РАМТе ставят спектакли самые разные режиссеры, здесь все время происходит что-то интересное. Людей в труппу наш художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин подбирает очень скрупулезно. Ушли за мои 20 с лишним лет работы, по-моему, лишь три человека. Большинство остаются, возникают семьи, рождаются дети. Мне дорого, что наш театр — не крикливый, люди в нем увлечены работой, поисками смыслов, а не рекламными акциями. Отдельно хотела бы сказать об очень важном для меня проекте: 27 апреля и 18 мая РАМТ принимает у себя в гостях тот самый спектакль «Черное пальто» с последующим его обсуждением.
— А когда предстоит выбрать, в каком из предлагаемых кинопроектов сняться, что для вас важно?
— Три составляющие: сценарий, режиссер и партнеры. Иногда соглашаюсь на роль, если понимаю, что персонажи с подобным характером мне еще в работе не встречались. Так было, например, с «Содержанками» и с сериалом «Неверные», который сейчас выходит на экраны. В нем я сыграла сильно пьющую женщину, пытающуюся победить зависимость и вернуться в нормальную жизнь. На пробах чувствовала себя неуверенно, потому что никогда в жизни не испытывала состояние такого опьянения, после которого не помнишь себя. Тем не менее на роль меня утвердили быстро.
А еще я с огромным удовольствием согласилась участвовать в фильме «Американец», где некоторые сцены предстояло играть на родном языке моей мамы — она армянка. Этот опыт помог мне погрузиться в историю страны, вспомнить рассказы бабушки. Скоро предстоят еще одни съемки в Армении, и мне это особенно дорого сейчас, когда мама ушла из жизни.
— Как вы относитесь к тому, что много лет вас узнавали благодаря сериалу «Не родись красивой»?
— Как к данности. Когда ко мне обращались «Катя», охотно откликалась. Но сейчас все меняется, выросло поколение 20—30-летних, не видевших того фильма.
— Говорят, в этом году решили снять его продолжение?
— Думаю, тут силен ностальгический мотив. Многие ассоциируют с сериалом «Не родись красивой» лучшие годы своей жизни: юность, молодость, рождение ребенка. Ко мне на гастролях и на отдыхе в разных городах подходили женщины и говорили: «Я смотрела ваш фильм, когда кормила своего первенца».
Такой была героиня Нелли Уваровой без малого 20 лет назад. Фото kinopoisk.ru
— А если предложат поучаствовать в этом проекте вновь, вы согласитесь?
— Меня об этом спрашивали регулярно — через год, пять, десять лет после завершения работы над тем сериалом. И я всегда отвечала: «Сейчас история себя исчерпала, вот лет через двадцать можно было бы посмотреть, что случится с персонажами». Теперь два десятилетия прошли — дело за талантливым сценарием. И, конечно, было бы идеально, чтобы сниматься пригласили всю нашу прежнюю прекрасную команду. Мы ведь все до сих пор общаемся...
P.S. 14 марта у Нелли Уваровой был день рождения. «Труд» от души поздравляет актрису и желает ей новых творческих свершений, а зрительской любви — не меньшей, чем та, что завоевала ее героиня Катя Пушкарева!