Главная Культура 00:01 15 Марта 2024 6836
Нелли Уварова: Бескорыстная любовь сильнее самых чудовищных обстоятельств

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав к своей героине Кате Пушкаревой, не наделенной модельной внешностью, но обладающей жизненной смекалкой, а главное умеющей глубоко и искренне любить, симпатию огромной зрительской аудитории. С тех пор актриса прошла большой путь, снялась во многих фильмах, стала одной из ведущих исполнительниц Российского академического молодежного театра, создала социальный бизнес-проект «Наивно? Очень», помогающий людям с тяжелыми психоневрологическими нарушениями. А в нынешнем театральном сезоне Нелли сыграла в двух премьерных спектаклях режиссера Рузанны Мовсесян — «Черное пальто» и «Сказки Пушкина» в «Пространстве «Внутри». И все-таки — что с Катей Пушкаревой? Всего этого коснулся наш с Нелли разговор.

— Что привлекло вас к проектам в небольшом помещении рядом с Курским вокзалом?

— Я никогда не делила театры на маленькие и большие, государственные и частные, известные и не очень. Главное, чтобы нравились режиссер и пьеса, которую он предлагает. «Пространство «Внутри» — прекрасное место, где много интересных спектаклей и чуткая, понимающая публика.

— Постановка «Черное пальто» основана на двух рассказах Людмилы Петрушевской, чье творчество иногда кажется мрачноватым...

— Один из рассказов, «Гигиена», я в первый раз услышала в читке Рузанны Мовсесян, и тогда у меня действительно дух захватило от ужаса. Но режиссер предложила произносить этот текст как поэзию. А к голосам трех актрис, выступающих от лица сразу нескольких персонажей, добавила живую музыку пианистки Марии Кальяновой и скрипача Давида Мовсесяна. И вдруг мне стало легко дышать! Очень люблю эту нежнейшую постановку, мне близка ее главная мысль: бескорыстная, отчаянная и бесстрашная любовь сильнее самых чудовищных обстоятельств.

— В спектакле вы играете и жену, и ее мужа. Сложная актерская задача?

— Задача очень интересная, ведь такая метаморфоза происходит без помощи грима — только через изменение жестов, тембра и ритма речи.

— В этом году 225-летие Пушкина отмечается множеством театральных работ. Что поможет не потеряться на этом фоне другой вашей премьере — «Сказкам Пушкина»?

— Приглашая на нее знакомых, говорю: наш спектакль — чистейшее хулиганство. Постановка выросла из экзамена студенток-художниц Школы-студии МХАТ. Они перенесли героев Пушкина в Египет, Японию, Древнюю Грецию, и любимые нами с детства персонажи неожиданно, но очень органично вписались в колорит этих стран. Каждая сказка у нас в спектакле не похожа на другую — со своими оформлением, характером и актрисой, которая ее ведет.

В спектакле «Сказки Пушкина». Фото Рузанны Мовсесян

— Одна из ваших ролей здесь — администраторша, чинно, по всей строгости правил приглашающая зрителей в зал. Как появился этот образ?

— Нам хотелось начать спектакль с какой-то узнаваемой ситуации. Наверное, каждый во время экскурсий по пушкинским местам или концертов, посвященных Александру Сергеевичу, встречал подобную особу, для которой любовь к поэту — нечто, подлежащее навязыванию, хотя знания ее самой о нем почерпнуты из какой-нибудь старой методички. Пусть зритель в начале спектакля немного испугается: неужели и действие сейчас начнется такое же формально-скучное?.. А потом ошарашиваем его японскими барабанами, и он выдыхает с облегчением. Сперва задать какие-то правила, а потом их нарушить — это и называется «творческим хулиганством».

— Любите нарушать правила?

— Смотря какие. Правила дорожного движения, например, старательно соблюдаю. А если вдруг случайно нарушу, то очень расстраиваюсь, даже если меня никто не останавливает. Есть вещи, в которых надо быть предельно внимательными, аккуратными и законопослушными. А вот в профессии нарушать правила люблю и даже считаю, что периодически это необходимо делать.

— В афише к «Сказкам Пушкина» использован рисунок вашего подопечного, «особого» художника Романа Горшенина...

— «Наивно? Очень» — проект социального предпринимательства, он все свои 13 лет живет по законам коммерческой структуры, то есть без спонсорских денег. Задумывали мы его как раз для того, чтобы талантливые люди с особенностями ментального развития чувствовали себя востребованными. Поэтому очень горжусь Романом Горшениным. Кстати, до этого он оформлял и афишу к постановке «Загадочное ночное убийство собаки» в «Современнике», а еще нарисовал серию картин к спектаклю, несколько лет выставлявшуюся в театре. С иллюстрациями наших подопечных и книги выходили. Несколько лет назад мы открыли галерею наивного искусства в центре дизайна Artplay, где можно не только посмотреть картины «особых» художников, но и купить их.

А еще в этом пространстве мы с коллегами из РАМТа, пожелавшими нам помочь, играем спектакли — театральное направление при проекте «Наивно? Очень» существует уже третий год. Авторы пьес разрешают нам использовать их безвозмездно. Уже есть такие постановки по «Женщинам Лазаря» Марины Степновой, «Сахарному ребенку» Ольги Громовой (эта книга издательства КомпасГид, а спектакль наш предназначен для семейного просмотра с детьми старше 10 лет) и по сборнику рассказов Натальи Ким «Родина моя, Автозавод». Зал в галерее рассчитан всего на 40 человек, но многие зрители приходят по несколько раз, потому что на спектаклях — совершенно особая атмосфера.

Одна из множества театральных афиш, выполненных участником проекта «Наивно? Очень» Романом Горшениным

— Поддержка коллег — это здорово! Вы работаете в РАМТе уже 24 года. С чем связано такое постоянство?

— Когда после ВГИКа меня пригласили сюда работать, мой мастер курса Георгий Георгиевич Тараторкин сказал, что очень рад за меня, потому что РАМТ — по-настоящему живой театр. А завтруппой Виктор Александрович Цымбал, подписывая со мной договор, произнес: «У нас — театр-дом, можно сказать, мы вас принимаем в свою семью». Все это оказалось правдой. В РАМТе ставят спектакли самые разные режиссеры, здесь все время происходит что-то интересное. Людей в труппу наш художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин подбирает очень скрупулезно. Ушли за мои 20 с лишним лет работы, по-моему, лишь три человека. Большинство остаются, возникают семьи, рождаются дети. Мне дорого, что наш театр — не крикливый, люди в нем увлечены работой, поисками смыслов, а не рекламными акциями. Отдельно хотела бы сказать об очень важном для меня проекте: 27 апреля и 18 мая РАМТ принимает у себя в гостях тот самый спектакль «Черное пальто» с последующим его обсуждением.

— А когда предстоит выбрать, в каком из предлагаемых кинопроектов сняться, что для вас важно?

— Три составляющие: сценарий, режиссер и партнеры. Иногда соглашаюсь на роль, если понимаю, что персонажи с подобным характером мне еще в работе не встречались. Так было, например, с «Содержанками» и с сериалом «Неверные», который сейчас выходит на экраны. В нем я сыграла сильно пьющую женщину, пытающуюся победить зависимость и вернуться в нормальную жизнь. На пробах чувствовала себя неуверенно, потому что никогда в жизни не испытывала состояние такого опьянения, после которого не помнишь себя. Тем не менее на роль меня утвердили быстро.

А еще я с огромным удовольствием согласилась участвовать в фильме «Американец», где некоторые сцены предстояло играть на родном языке моей мамы — она армянка. Этот опыт помог мне погрузиться в историю страны, вспомнить рассказы бабушки. Скоро предстоят еще одни съемки в Армении, и мне это особенно дорого сейчас, когда мама ушла из жизни.

— Как вы относитесь к тому, что много лет вас узнавали благодаря сериалу «Не родись красивой»?

— Как к данности. Когда ко мне обращались «Катя», охотно откликалась. Но сейчас все меняется, выросло поколение 20—30-летних, не видевших того фильма.

— Говорят, в этом году решили снять его продолжение?

— Думаю, тут силен ностальгический мотив. Многие ассоциируют с сериалом «Не родись красивой» лучшие годы своей жизни: юность, молодость, рождение ребенка. Ко мне на гастролях и на отдыхе в разных городах подходили женщины и говорили: «Я смотрела ваш фильм, когда кормила своего первенца».

Такой была героиня Нелли Уваровой без малого 20 лет назад. Фото kinopoisk.ru

— А если предложат поучаствовать в этом проекте вновь, вы согласитесь?

— Меня об этом спрашивали регулярно — через год, пять, десять лет после завершения работы над тем сериалом. И я всегда отвечала: «Сейчас история себя исчерпала, вот лет через двадцать можно было бы посмотреть, что случится с персонажами». Теперь два десятилетия прошли — дело за талантливым сценарием. И, конечно, было бы идеально, чтобы сниматься пригласили всю нашу прежнюю прекрасную команду. Мы ведь все до сих пор общаемся...

P.S. 14 марта у Нелли Уваровой был день рождения. «Труд» от души поздравляет актрису и желает ей новых творческих свершений, а зрительской любви — не меньшей, чем та, что завоевала ее героиня Катя Пушкарева!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9354
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7055
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?