Главная Культура 00:38 14 Ноября 2014 4760
Авангард, взятый с потолка

Про грека Георгия Костаки, спасавшего русское искусство

Елена Ищенко

В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка «Выезд из СССР разрешить...» к 100-летию Георгия Костаки — русского грека, который всю свою жизнь преданно собирал и хранил русский авангард и, можно сказать, открыл его не только миру, но и России.

Организаторам выставки удалось сделать многое: залы Третьяковской галереи на Крымском Валу «загримировали» под знаменитую квартиру Георгия Костаки на проспекте Вернадского — его личный музей, где он читал лекции и показывал всем жаждущим произведения из своей коллекции. Тогда, в 60-х, несмотря на оттепель, квартира Костаки была едва ли не единственным местом, где можно было увидеть Кандинского, Филонова, Розанову — авангард был не в чести у властей, и большие музеи хранили его в запасниках, недоступных глазу публики. Помимо авангарда в Третьяковке показывают и другие произведения из собрания Костаки: здесь и фарфор, и ткани, и даже древнерусские иконы. Но организаторам все-таки не удалось главного — воплотить многолетнюю мечту и самого Костаки, и его дочери Алики — объединить под одной крышей всю коллекцию, часть которой после его вынужденной эмиграции осталась в Третьяковке, а малая толика уехала вместе с ним в Грецию.

Судьба советских частных коллекций и коллекционеров вообще была непростой, а у Костаки, собиравшего ненавистный советской власти авангард, — особенно драматичной. Шофер греческого посольства, он начал свою коллекцию с тканей и фарфора, которые стал замечать в антикварных магазинах, куда возил дипломатов. «Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но: не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное», — писал Костаки в мемуарах. И вот случилось: попал в квартиру знакомых, увидел полотно Ольги Розановой и: сразу же его купил. На дворе был 1946 год, об авангарде лучше было не говорить.

А дальше понеслось. Отдыхал в Сочи, и вдруг кто-то сказал, что в Киеве есть семья, у которой имеются работы Малевича. Костаки сорвался и поехал смотреть. Оказалось, правда, что там не Малевич, а Маневич — американский художник-модернист белорусского происхождения. Но эта история отражает пыл, с которым Костаки относился к авангардистам: друзья отговаривали его от покупок, а те, кто продавал, думали, что надули грека: покупает ведь барахло, которое и даром никому не нужно.

Найти произведения было не так просто: в антикварных лавках их продавали хоть и дешево (коллекционер Соломон Шустер вспоминал, что натюрморт Ларионова в течение полугода продавался в питерской комиссионке за 250 рублей, а двухметровое полотно Аристарха Лентулова в течение года не могли продать за полторы тысячи), но редко — спроса не было. Большинство хранилось в частных руках — у самих художников или их родственников. Костаки их находил и выкупал иногда чудом сохранившиеся работы. Он буквально спас несколько работ Любови Поповой, талант которой ценил даже больше, чем Малевича. Приехал на дачу к племяннику художницы и увидел на фанере, которой была забита лестница, подпись: «Попова». Племянник фанеру отдавать ни за что не хотел, и Костаки пришлось искать ее в посольстве — чтобы обменять нетронутый лист на работы Поповой.

Костаки верил, что за авангардом будущее, и миссию свою видел в том, чтобы найти и сохранить. Потому и две квартиры (свою и дочери) на проспекте Вернадского превратил в музей, где бывали многие: от Святослава Рихтера до Игоря Стравинского, от Марка Шагала до Эдварда Кеннеди. Дочь коллекционера Алики Костаки вспоминала, что пять комнат были забиты искусством, а одна работа Любови Поповой висела на потолке, и если в комнате горел свет, ее можно было разглядеть с улицы.

Уже в 70-х, когда авангард вышел из-под опалы и в Третьяковке сделали первую выставку Петрова-Водкина, Костаки решил на собственные деньги открыть музей современного искусства и пожертвовать ему всю свою коллекцию. Он даже нашел здание, был готов начать реставрацию. Обивал пороги министерств, говорил с тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой, позже — с директором Русского музея Василием Пушкаревым. Но музей не состоялся, Костаки со своей коллекцией «формалистов» оказался никому не нужен.

Обивание порогов не прошло бесследно: начались проблемы с властями и со здоровьем. В 1977 году Костаки решил уехать из России, предложив правительству принять значительную часть своего собрания в дар. В этом проявилась не только его любовь к России, но и глубокое понимание художественного и исторического процессов. Доходило до того, что Костаки сам советовал музейщикам, какие работы нужно оставить в России: «Первую симфонию Шостаковича» Павла Филонова, «Портрет Матюшина» Малевича, «Красную площадь» Василия Кандинского, «Восстание» Константина Редько... Третьяковской галерее Костаки передал 142 произведения живописи и 692 графические работы, иконы — Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Подарил и уникальную коллекцию народных игрушек Николая Церетели, которую в свое время приобрел и тем самым спас. В 90-е она стала частью Музея-заповедника «Царицыно». С собой в Грецию он забрал лишь самое дорогое сердцу, но даже небольшая часть его коллекции смогла стать основой целого музея современного искусства в Салониках.

А Третьяковская галерея долго еще держала коллекцию Костаки в запасниках. В 1977 году некоторые работы показали на конгрессе ИКОМ, но он был открыт лишь для профессионалов и зарубежных гостей. Первая большая выставка состоялась спустя 20 лет, в 1997 году, уже после смерти Костаки. Именно потому нынешняя выставка — не просто дань памяти человеку, сохранившему и открывшему нам важнейшие произведения искусства, но и своего рода оправдание за собственную недальновидность, которая едва не обернулась потерей множества шедевров. И еще — воодушевляющей историей о том, что даже одному человеку под силу сохранить целую эпоху в собственной квартире.

 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5253
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4308
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...