15 и 16 октября в Мариинском театре сыграют первую премьеру сезона – возобновленную постановку оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» режиссера Александра Петрова и художника Вячеслава Окунева 1991 года. Это – одна из знаковых работ коллектива за много десятилетий. Анонсировано сразу четыре показа на исторической сцене — по два спектакля в субботу и воскресенье. 15 октября за дирижерским пультом — худрук и гендиректор театра Валерий Гергиев.
«Любовь к трем апельсинам» — первая опера Прокофьева, поставленная на сцене Мариинского театра (1926), и одна из тех, исполнением которой в 1991 году молодой лидер театра Валерий Гергиев поразил музыкальный мир. Шел юбилейный прокофьевский год (100 лет со дня рождения), и в Мариинском случился настоящий «прокофьевский бум». После грандиозной постановки «Войны и мира», в преддверии премьер «Игрока» и «Огненного ангела» театр явил «спектакль в десяти аттракционах, с прологом и без эпилога», как указано в программке «Любви к трем апельсинам». Та работа стала настоящим гимном театральному искусству.
«Я очень любил и люблю «Апельсины», — говорит режиссер Александр Петров. — Прелесть в том, что в них театр крушит знаменитую «четвертую стену», говорит в полный голос открытым языком. Это наше объяснение в любви к театру как таковому и самого театра – к зрителю».
Мировая премьера оперы прошла 30 декабря 1921 года в Чикаго при полном зале и с успехом, но только «внешне», как отмечал Прокофьев. На следующий год оперу увидели и в Нью-Йорке. Если в Чикаго «Апельсины» хоть не понимали, но по крайней мере гордились ими как своей мировой «модернистской премьерой», то в Нью-Йорке их даже не защищали, спектакль провалился… На этом фоне премьера на сцене Ленинградского ГАТОБа — Государственного академического театра оперы и балета, как назывался тогда Мариинский, — принесла композитору счастье видеть «Апельсины» прекрасно поставленными и принятыми публикой.
К сожалению, в репертуаре театра начала XX века опера не смогла задержаться надолго. По иронии судьбы, для американской и европейской публики музыка Прокофьева была «большевистской», для советских же критиков — «зарубежной новинкой», «блюдом с другого стола». Произведение было совершенно не похожим на все, что писалось до тех пор, а потому и яростные противники, и восторженные поклонники твердо сошлись в одном: «Считать все это советской оперой не приходится». Понадобились годы, чтобы и слушатели, и критики поняли глубину прокофьевского творения. Композитор вспоминал: «Старались установить, над кем я смеюсь: над публикой, над Гоцци, над оперной формой или над не умеющими смеяться. Находили в «Апельсинах» и смешок, и вызов, и гротеск, между тем как я просто сочинял веселый спектакль».
Лучше всего этот замысел Сергея Прокофьева отразила постановка «Апельсинов» 1991 года в Мариинском театре.
По словам художника Вячеслава Окунева, спектакль был свежим обращением к традициям старинной итальянской народной комедии дель арте, или театра масок: шутливо-сказочный сюжет, яркость, стремительность и поэтичность действия, праздничность и нарядность подачи, увлекательность и жизнерадостность представления, где соединяются вымысел и правда, фантазия и жизнь. Эти традиции привлекали знаменитого драматурга-сказочника Гоцци, его увлеченного последователя Мейерхольда и, конечно, Прокофьева, а затем всех позднейших постановщиков «Апельсинов».
Сегодня артистов и зрителей Мариинского театра вовлекает в игру та же команда, что и в 1991 году: музыкальный руководитель — Валерий Гергиев, режиссер-постановщик — Александр Петров, художник-сценограф и художник по костюмам — Вячеслав Окунев.
Вячеслав Окунев, Валерий Гергиев, Александр Петров и артисты спектакля 1991 года. Фото Юлии Ларионовой
«В спектакле, который мы восстанавливаем, есть мое внутреннее воспоминание о том, как он сочинялся вместе с артистами: Ириной Богачёвой, Евгенией Целовальник, Андреем Храмцовым. Огромное количество шуток и сценического текста рождалось прямо на сцене. И я бы мечтал всё, что было этими артистами придумано вместе со мной, вернуть в Мариинский, — рассказывает Александр Петров. — Но, конечно, нельзя войти в одну реку дважды. В спектакле – новые солисты, миманс, артисты хора, а значит – новые реакции, много новых движений (хореограф Илья Устьянцев). Все это вместе предрасполагает к тому, чтобы 15 и 16 октября получилась отличная премьера».