Таким способом дистрибьюторы пытаются компенсировать сокращение импорта из традиционных винодельческих регионов. Будет ли спрос на эти экзотические вина и крепкие напитки?
Ситуация на нашем алкогольном рынке быстро меняется. Традиционные, прежде всего европейские поставщики не хотели разрывать отношения с российскими компаниями, но вмешалась политика, и бизнес вынужден уступать. Из-за санкций ЕС и проблем с логистикой бутылка вина из ЕС уже стала дороже примерно на 20%, и возвращения к прежним ценам не предвидится.
И теперь крупные дистрибьюторы заняты поиском интересных вин по привлекательным ценам. География в первую очередь охватывает дружественные страны и регионы, обещающие обеспечить надежные поставки. В этом списке Китай, Индия, Турция и даже Бразилия. До сегодняшнего дня значимых поставок алкоголя из этих стран не было. Да и в глазах массового российского потребителя перечисленные государства не ассоциируются с виноделием. Хотя традиции производства алкоголя там имеются (в Китае они насчитывают несколько тысяч лет). Но если продукция тех же индийских виноделов — чистой воды экзотика с неясными рыночными перспективами, то бразильские и турецкие вина имеют все шансы на успех.
Бразилия — третий по величине (после Аргентины и Чили) производитель вина в Южной Америке. В мировой иерархии страна занимает достойное 15-е место, а среди произрастающего здесь винограда есть как местные и гибридные, так и известные европейские (португальские) сорта. Что касается продукции турецких виноделов, то с ней знакомо подавляющее большинство туристов, хотя бы раз отдыхавших в этой стране по системе «все включено». Современная история производства вина в Турции относительно молода, однако это не мешает местным производителям экспортировать свои вина в Германию, Бельгию, Люксембург, Великобританию, Швейцарию и другие европейские страны, в которых не принято пить что попало.
Все больше внимания обращают дистрибьюторы на российских виноделов. В последние годы те смогли добиться заметных успехов как в объемах производства, так и в качестве напитков и маркетинге. Нет сомнений: доля отечественного вина в рознице в обозримой перспективе будет только увеличиваться.
К слову, сама розница относится к рискованным экспериментам довольно сдержанно. И если появление на полках алкогольной продукции из Турции и Бразилии можно считать вполне вероятным, то до массовых поставок вина из Китая и Индии вряд ли дело дойдет.
Впрочем, из этого правила могут быть исключения, особенно если экзотический алкоголь окажется недорогим и качественным. Так, представитель крупного сетевого ретейлера сообщил, что в ближайшее время собирается пополнить ассортимент бурбоном и виски из Таиланда. То есть российский бизнес готов к экспериментам на алкогольном рынке.
«Максимальный объем продаж — более 80% — приходится на вино стоимостью в пределах 600 рублей. Именно в этой ценовой категории у аудитории есть склонность к экспериментам. То есть, если люди увидят на полке магазина новый напиток по привлекательной цене, скажем, за 400 рублей, то они могут приобрести его просто из интереса, из желания попробовать что-то новое. В этом случае страна происхождения вина будет иметь второстепенное значение. А если качество напитка окажется достойным, то в дальнейшем его будут приобретать уже целенаправленно», — оценил перспективы вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр СТАВЦЕВ.