На полках супермаркетов скоро появятся спиртные напитки из стран, которые не были нам известны как экспортеры алкоголя
Таким способом дистрибьюторы пытаются компенсировать сокращение импорта из традиционных винодельческих регионов. Будет ли спрос на эти экзотические вина и крепкие напитки?
Ситуация на нашем алкогольном рынке быстро меняется. Традиционные, прежде всего европейские поставщики не хотели разрывать отношения с российскими компаниями, но вмешалась политика, и бизнес вынужден уступать. Из-за санкций ЕС и проблем с логистикой бутылка вина из ЕС уже стала дороже примерно на 20%, и возвращения к прежним ценам не предвидится.
И теперь крупные дистрибьюторы заняты поиском интересных вин по привлекательным ценам. География в первую очередь охватывает дружественные страны и регионы, обещающие обеспечить надежные поставки. В этом списке Китай, Индия, Турция и даже Бразилия. До сегодняшнего дня значимых поставок алкоголя из этих стран не было. Да и в глазах массового российского потребителя перечисленные государства не ассоциируются с виноделием. Хотя традиции производства алкоголя там имеются (в Китае они насчитывают несколько тысяч лет). Но если продукция тех же индийских виноделов — чистой воды экзотика с неясными рыночными перспективами, то бразильские и турецкие вина имеют все шансы на успех.
Бразилия — третий по величине (после Аргентины и Чили) производитель вина в Южной Америке. В мировой иерархии страна занимает достойное 15-е место, а среди произрастающего здесь винограда есть как местные и гибридные, так и известные европейские (португальские) сорта. Что касается продукции турецких виноделов, то с ней знакомо подавляющее большинство туристов, хотя бы раз отдыхавших в этой стране по системе «все включено». Современная история производства вина в Турции относительно молода, однако это не мешает местным производителям экспортировать свои вина в Германию, Бельгию, Люксембург, Великобританию, Швейцарию и другие европейские страны, в которых не принято пить что попало.
Все больше внимания обращают дистрибьюторы на российских виноделов. В последние годы те смогли добиться заметных успехов как в объемах производства, так и в качестве напитков и маркетинге. Нет сомнений: доля отечественного вина в рознице в обозримой перспективе будет только увеличиваться.
К слову, сама розница относится к рискованным экспериментам довольно сдержанно. И если появление на полках алкогольной продукции из Турции и Бразилии можно считать вполне вероятным, то до массовых поставок вина из Китая и Индии вряд ли дело дойдет.
Впрочем, из этого правила могут быть исключения, особенно если экзотический алкоголь окажется недорогим и качественным. Так, представитель крупного сетевого ретейлера сообщил, что в ближайшее время собирается пополнить ассортимент бурбоном и виски из Таиланда. То есть российский бизнес готов к экспериментам на алкогольном рынке.
«Максимальный объем продаж — более 80% — приходится на вино стоимостью в пределах 600 рублей. Именно в этой ценовой категории у аудитории есть склонность к экспериментам. То есть, если люди увидят на полке магазина новый напиток по привлекательной цене, скажем, за 400 рублей, то они могут приобрести его просто из интереса, из желания попробовать что-то новое. В этом случае страна происхождения вина будет иметь второстепенное значение. А если качество напитка окажется достойным, то в дальнейшем его будут приобретать уже целенаправленно», — оценил перспективы вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр СТАВЦЕВ.