Главная Культура 16:37 14 Марта 2024 1676
Женский голос страны

В МАМТе поставили оперу молодого Родиона Щедрина о русском матриархате ХХ века

Сергей Бирюков
Такая разная любовь: мучительное испытание для Варвары (Лариса Авдеева) и повод покуражиться для Владимира (Кирилл Матвеев). Фото предоставлены МАМТом

Изучая историю первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в связи с ее нынешней постановкой в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, я был здорово удивлен: такая непростая судьба! Совсем не как у написанного примерно тогда же балета «Конек-Горбунок». Тот не сходит с главных сцен страны больше 60 лет. Эта – ну да, премьера, как тогда было принято в случае «молодого перспективного автора», сразу в нескольких театрах: Новосибирск, столичный Большой, Пермь… Но всюду – скорое снятие с репертуара, и потом – лишь отдельные проблески, включая тот же «Стасик» в 1981-м и, как ни удивительно, Литовскую оперу, в 1973-м даже записавшую (и великолепно!) произведение на фирме «Мелодия».

Музыка – ничуть не хуже «Горбунка»: молодой дух, темперамент, свежесть. В чем же дело? Думаю – в сюжете. Никак не сказочном и не лубочном: опера «Не только любовь» написана по прозе Сергея Антонова – автора знаменитой повести «Дело было в Пенькове» и других произведений о деревне середины ХХ века. Той, которую война оставила почти без мужиков, превратив женскую крестьянскую долю, и так тяжелую, в испытание на грани выживания. Мотивы «Пенькова» узнаются, например, в образе ищущего молодецкого куража парня. Но есть и более непосредственная основа – повесть «Тетя Луша», дополненная отзвуками «Дождей» и «Поддубенских частушек». Председатель колхоза Варвара Васильевна, имея в резерве бригадира – инвалида войны Федота, четверку трактористов и уйму крестьянок, по большей части бессемейных, как и она сама, должна поднимать хозяйство. Где взять для того силы – физические, моральные? И «как на свете без любви прожить»?

Для ответа на эти вопросы Щедрин обратился к еще одному источнику образов – частушке. Серьезными композиторами до той поры практически не тронутая, она поразила юного Родиона во время его студенческих каникул в деревне. Где, как он потом писал, «бурьян затягивал скелеты пожарищ», а «омужичившиеся, почерневшие на ветрах и стужах женщины вершили матриархат». И – «хрипло, надсадно, отчаянно, тоскливо голосили они частушки… В устной сиюминутной частушке люди позволяли себе позубоскалить над властью, поиздеваться. Часто и матерные рифмы смачно шли в ход… Но частушки были и со слезою. Горестные, скорбные, отчаянные. Вдовьи, солдатские, хмельные частушки-страдания… За этими куцыми, варварскими мотивами для меня стояли еще и застившие глаза зарева мук и счастья, стояла не экранная вовсе, не книжная, не нотная – из музгизовских сборников – залихватская безудержная жизнь. Так тогда существовала и пела, плясала, топоталась, любила, томилась, ревновала, горюнилась, судачила, ухмылялась, злоязычила, материлась, терпела, страдала – страна».

Об этом – либретто, виртуозно написанное Василием Катаняном (мужем Лили Брик, опекавшей молодого Щедрина, Майю Плисецкую, Андрея Вознесенского и других шестидесятников). И – музыка, от первых девичьих посиделок в вынужденный весенний простой (зарядили дожди, сеять нельзя) до маленькой кантаты «Девичьи частушки» (так обозначено в партитуре) во втором действии с его жесткой моралью «То, что парень изменил, это не изменушка. Считается изменушка, когда изменит девушка» и, наконец, нарочито-жизнерадостным финалом – «Шел деревней, люди спали, заиграл в гармошку – встали… Лес, река, поля, дубравы – все советская держава… Белый голубь в небе кружит, прочный мир всем людям нужен…».

«Ох ты, дождик, дождик, дождь, скверная погода. Очень ты не нужен нам в это время года»

На этом фоне «смеха сквозь слезы» выделяется бравада песенок вернувшегося с городской учебы Владимира. А главное – линия Варвары с ее тремя монологами и знаменитой, давно ставшей концертным номером песней «По лесам кудрявым, по горам горбатым, по долинам ровным – всюду я ходила, все цветы видала-разглядывала…», подытоженной горьким вздохом: «Ой, мамонька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?». В последнем из этих монологов, на фоне призрачного хора за сценой звучащем как сон-кошмар (отсюда прямой ход к сюрреализму «Мертвых душ» и поздних щедринских опер по Лескову), к женщине приходит осознание: «Ведь тебя здесь поставили о людях думать… Не похвалят, что чужого жениха к рукам прибрала». И явившегося с мыслью о легкой любовной победе Владимира она ошарашивает холодным инструктажем, как перекрыть крышу обветшавшего коровника. Единственно лишь вырвавшейся фразой «да не свались – убьешься» выдав, что творится в ее душе.

Понятно, от исполнительницы этой партии в большой степени зависит успех спектакля. И Лариса Авдеева не подводит – ни внутренним огнем голоса, ни энергией (в том числе физической – ведь приходится плясать без всяких скидок) актерства. Хотя конкуренция ей выпадает самая жесткая – прежде всего с великими предшественницами Ириной Архиповой и Тамарой Синявской.

Но, конечно, опера эта (как и сама деревенская жизнь) – дело артельное, и тот же образ Варвары потерялся бы внеяркого ансамбля солистов– без эффектного «форса» Кирилла Матвеева (Володя Гаврилов), юношеской порывистости Марии Макеевой (Наташа), кряжистости Феликса Кудрявцева (Федот), мрачноватой взрывчатости Станислава Ли (тракторист Иван Трофимов), отчаянного веселья Евгении Афанасьевой (Девушка с высоким голосом)…

Ничего бы не вышло без многокрасочного хора с его диапазоном от фонового «тинатина-тиралира» до хлещущего по ушам набата «Нет, нет, нет, нет» в сцене прозрения (хормейстер Станислав Лыков).

Наконец, без безошибочно точного оркестра, чьи штрихи-голоса то сольются в фугу-дождик, то уморительно спародируют деревенскую самодеятельность, а то – совсем редко – зарыдают во всю мощь чувств, скрываемых Варварой (дирижер Феликс Коробов).

Отдадим должное и визуальному решению режиссера Евгения Писарева с его единомышленниками (сценограф Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова, хореограф Сергей Землянский). Никаких модных апокалиптических фантазий – только гиперреализм мокнущей под безнадежным дождем степи, холод и бескрайность которой подчеркиваются стальным шагом уходящей за горизонт ЛЭП. Смогут вернуть ей тепло и плодоносность эти несколько десятков людей в скромных одеждах 1950-х?

Финал оперы – словно групповое фото на память о тех, кто поднимал страну

Постановщики, убрав финальные, явно в дань официозу написанные 28-летним Щедриным аккорды, оставили только замирающий, словно улетающий от зрителя в толщу тех давних лет частушечный говорок. Ответ в нем должны расслышать мы сами.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33270
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7997
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4902
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4712
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4502
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4002
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...