Главная Культура 00:30 14 Февраля 2020 2565
Куда, куда вы удалились?

10 лет Молодежная оперная программа Большого театра «запускает» звезд. А Большой их упускает

Сергей Бирюков
Богдан Волков в роли царевича Гвидона на сцене брюссельского театра «Ла Моннэ». Фото предоставлены менеджментом артиста

15 февраля Богдан Волков, которого сегодня все увереннее называют лучшим современным русским лирическим тенором, споет премьерный спектакль «Евгений Онегин» в Норвежской опере. За Богдана и, конечно, за норвежского зрителя можно порадоваться — одна из лучших сцен Европы, постановка знаменитого немецкого дирижера Лотара Кенигса и его соотечественника режиссера Кристофа Лоя с мировой оперной звездой Светланой Аксеновой в роли Татьяны... Только почему премьер с Богданом мы не найдем в афише Большого театра, который сам певец называет родным? Ведь это в его стенах, в его Молодежной оперной программе талантливый юноша из Донецкой области вырос в артиста международного класса.

Впервые я увидел и услышал Волкова в премьерном спектакле «Манон Леско». Том самом, на который публика ломилась из-за дуэта Нетребко — Эйвазов, дебютировавшего на сцене Большого театра. Как все, я старался не упустить ни ноты, ни жеста мастеров. Но поймал себя на том, что все время фиксируюсь на светящемся лице и солнечном, золотистом теноре неведомого мне молодого певца, исполняющего роль Эдмонда — друга главного героя. Есть актеры, с появлением которых мизансцена мгновенно обретает смысл и центр. Именно такой исполнитель был в тот момент перед нами. Чтобы узнать его имя, мне понадобилось посмотреть в программку.

Сегодня карьера Богдана раскручивается на главных сценах мира подобно тугой пружине. Только за три последних месяца он успел спеть серию «Волшебных флейт» в Лос-Анджелесской опере, поехать на Новый год в Берлинскую государственную оперу, где еще в апреле сам маэстро Даниэль Баренбой мпоставил с ним прокофьевское «Обручение в монастыре», а сразу после Нового года отправился в Осло на «Онегина».

Богдан Волков и Ольга Кульчинская в «Царской невесте». Спектакль той недолгой поры, что довелось выпускникам «молодежки» работать на родной сцене Большого театра

При таких бросках между континентами даже удивительно, как Богдану хватило времени и сил заехать в Москву на недавний концерт в честь 10-летия той самой Молодежной программы — кстати, как раз в дни его собственного тридцатилетия. Там и поговорили мы — о феноменальной школе «молодежки» и том, почему для большинства ее выпускников работы на родной сцене нет.

Но сперва — вкратце биография Богдана. Родился в донецком городе Торезе. Хотя семья с музыкой не связана, мальчик с самых ранних лет любил петь, мечтал научиться играть на фортепиано, которое увидел в доме у знакомых. Инструмент ему купили, и с 6 лет начались музыкальные занятия. В 9 лет Богдан пошел в вокальный кружок городского Дома культуры. Затем — переезд в Донецк, оттуда — в Киев, учеба в колледже и институте имени Глиэра, Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского. Переломным стал 2013 год, когда Богдана вместе с другой ныне знаменитой украинкой Ольгой Кульчинской отобрали на летнюю академию Юрия Башмета во Львове. Там они познакомились со Светланой Григорьевной Нестеренко, от которой узнали о Молодёжной оперной программе Большого театра, и решили ехать в Москву.

«Я чувствовал себя уверенно, пока не стали доходить сообщения: в Петербурге на региональном отборочном туре уже определились 15 претендентов, в Екатеринбурге — еще 15. Конкуренция огромная, 80-90 человек на место, — рассказывает Богдан. — Поехал на самый последний день московского отбора. Дмитрий Юрьевич Вдовин, художественный руководитель программы, внимательно слушал каждую арию, делал замечания, просил что-то еще раз спеть по-другому, я волновался...но в итоге прошел во второй тур! Потом — и в третий».

В числе всего нескольких счастливцев его взяли в программу. Жизнь в ней Богдан описывает как «утопический маленький мир внутри Большого театра, в котором каким-то чудом сконцентрированы лучшие силы мира, преподают легендарные коучи, заряжающие тебя огромным энтузиазмом, кипит круговорот спектаклей, концертов... Конечно, можно дозировать нагрузку, но все мы, наоборот, старались взять по максимуму, взахлеб постигать новое. А иначе наши ребята не достигли бы таких высот».

Высоты Богдана — это участие в спектаклях Большого театра «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «История Кая и Герды», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Евгений Онегин»... Это работа артистом Молодежной оперной программы в 2013-2016 годах, где за 4 сезона в общей сложности выучено и исполнено свыше 20 ролей. Это победа на Парижском оперном конкурсе в 2015 году, II премия конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Гвадалахара, Мексика, 2016), российская национальная премия «Онегин» (номинация «Дебют», мужской раздел, 2017), премия CastaDiva в номинации «Взлет» за партии Ленского в «Евгении Онегине» и Берендея в «Снегурочке» (2019). Не забудем и самую первую награду — Гран-При VI Открытого конкурса молодых вокалистов им. А. Соловьяненко, полученную еще до учебы в Москве на малой родине в Донецке...

В роли кназя Мышкина в опере Мечислава Вайнберга «Идиот»

Очень радуют певца встречи с соучениками по программе на самых престижных сценах мира. С Ольгой Кульчинской пели «Сказку о царе Салтане» в брюссельском театре «Ла Монне», а еще с Андреем Жилиховским и Ниной Минасян — то самое новогоднее «Обручение в монастыре» в Берлине. А недавно, по приглашению замечательного дирижера Мариса Янсонса (к сожалению, внезапно ушедшего из жизни, но проект все равно состоится), Богдан попал в состав исполнителей «Бориса Годунова», и не где-нибудь, а в Зальцбурге, и не когда-нибудь, а грядущим летом, в 100-летнюю годовщину самого знаменитого музыкального фестиваля планеты. Разумеется, снова в окружении целого сонма российских оперных звезд.

И все же почему выпускники Молодежной программы редко задерживаются на сцене самого Большого театра?

«Не стану жаловаться на чрезмерные нагрузки — в театре, тем более таком как Большой, и не может быть легко, — отвечает певец. — Он для меня все равно любимый, родной, дорогой. Но в таком огромном организме трудно найти баланс между существованием в его постоянном репертуаре и твоей индивидуальной открытостью к новым пространствам и горизонтам. Да и график в нем не всегда стабилен... Думаю, с чем-то подобным столкнулись и мои товарищи».

От новых горизонтов действительно захватывает дух. После норвежского «Евгения Онегина» в жизни Богдана будут «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в Неаполе, «Фальстаф» Верди с русско-немецким дирижером Кириллом Петренко в Баварской государственной опере, уже упомянутый «Борис Годунов» в Зальцбурге вновь с Кристофом Лоем, «Евгений Онегин» в Венской государственной опере. В ближайшие сезоны ожидаются постановки в Метрополитен-опере, королевском театре Ковент-Гарден, на фестивале в Экс-ан-Провансе... График расписан до 2024 года.

Заметьте, занятость что в русском, что в западном репертуаре — примерно равная. Серьезное достижение в мире, где еще совсем недавно на наших певцов смотрели как на экзотических богатырей, которым вольготно только в своей национальной стихии.

Тем важнее найти в этом жестком, порой жестоком театральном мире собственную «интонацию». Для Богдана это, бесспорно, лирическая опера. Или такие герои, которые на фоне самых жестких драм выделяются своей «особостью» — Мышкин в «Идиоте» Вайнберга, Юродивый в «Борисе Годунове», Ленский в "Онегине«,Гвидон в «Сказке о царе Салтане»... Да и в самом Богдане, как я уже говорил, есть это «отдельное», внутренний свет, что, кажется, требует специальной психологической защиты.

«Театр жесток? — удивляется он моему суждению. — Наоборот, когда работаешь на проекте, влюбляешься в него, в команду, а потом надо расставаться — вот это печаль. Просто работать надо с людьми, которые тебя понимают. Какая психологическая защита, что вы. Да сама мысль, что со мной работает такой уникальный режиссер, как Дмитрий Черняков, что зовут в проекты Кристофа Лоя или КшиштофаВарликовского, что Баренбойм после «Обручения в монастыре» хочет видеть меня в следующих своих спектаклях — уже окрыляет».

Может, когда-нибудь и в Большом театре научатся так же ценить собственных молодых звезд? Как, например, ценит молодую смену Мариинский театр: уж там Валерий Гергиев не прозевает яркого воспитанника Ларисы Гергиевой (она — руководитель Академии молодых певцов Мариинки), привлечет его в свою труппу ролями, контрактами, тем самым балансом между театральным репертуаром и вольными поездками... Или как вышло с Богданом в московской «Новой опере», где певец с удовольствием и регулярно поет. Было бы только у театральной дирекции желание договориться.

Он ведь на самом деле очень привязан к России. «Мне нравится юг Франции, Флорида, Калифорния, где всегда тепло — признается Богдан. — Но больше всего люблю Москву, особенно осеннюю, в разноцветной листве, или зимнюю, снежную. Город, где теперь живут мои родители, младшая сестра Наташа, которая учится на архитектора и, кто знает, может, в будущем станет строить театры или придумывать макеты спектаклей».

Осталась родня и в Торезе, но там Богдан не был с 2013 года. Как и вообще на Украине. А ведь и там есть великие оперные театры, в которых ему хотелось бы петь. Увы, нынешняя ситуация этому вовсе не способствует. Но он верит, что все изменится к лучшему — и на родной земле, и в родном Большом театре.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?