Главная Культура 00:30 14 Февраля 2020 2658
Куда, куда вы удалились?

10 лет Молодежная оперная программа Большого театра «запускает» звезд. А Большой их упускает

Сергей Бирюков
Богдан Волков в роли царевича Гвидона на сцене брюссельского театра «Ла Моннэ». Фото предоставлены менеджментом артиста

15 февраля Богдан Волков, которого сегодня все увереннее называют лучшим современным русским лирическим тенором, споет премьерный спектакль «Евгений Онегин» в Норвежской опере. За Богдана и, конечно, за норвежского зрителя можно порадоваться — одна из лучших сцен Европы, постановка знаменитого немецкого дирижера Лотара Кенигса и его соотечественника режиссера Кристофа Лоя с мировой оперной звездой Светланой Аксеновой в роли Татьяны... Только почему премьер с Богданом мы не найдем в афише Большого театра, который сам певец называет родным? Ведь это в его стенах, в его Молодежной оперной программе талантливый юноша из Донецкой области вырос в артиста международного класса.

Впервые я увидел и услышал Волкова в премьерном спектакле «Манон Леско». Том самом, на который публика ломилась из-за дуэта Нетребко — Эйвазов, дебютировавшего на сцене Большого театра. Как все, я старался не упустить ни ноты, ни жеста мастеров. Но поймал себя на том, что все время фиксируюсь на светящемся лице и солнечном, золотистом теноре неведомого мне молодого певца, исполняющего роль Эдмонда — друга главного героя. Есть актеры, с появлением которых мизансцена мгновенно обретает смысл и центр. Именно такой исполнитель был в тот момент перед нами. Чтобы узнать его имя, мне понадобилось посмотреть в программку.

Сегодня карьера Богдана раскручивается на главных сценах мира подобно тугой пружине. Только за три последних месяца он успел спеть серию «Волшебных флейт» в Лос-Анджелесской опере, поехать на Новый год в Берлинскую государственную оперу, где еще в апреле сам маэстро Даниэль Баренбой мпоставил с ним прокофьевское «Обручение в монастыре», а сразу после Нового года отправился в Осло на «Онегина».

Богдан Волков и Ольга Кульчинская в «Царской невесте». Спектакль той недолгой поры, что довелось выпускникам «молодежки» работать на родной сцене Большого театра

При таких бросках между континентами даже удивительно, как Богдану хватило времени и сил заехать в Москву на недавний концерт в честь 10-летия той самой Молодежной программы — кстати, как раз в дни его собственного тридцатилетия. Там и поговорили мы — о феноменальной школе «молодежки» и том, почему для большинства ее выпускников работы на родной сцене нет.

Но сперва — вкратце биография Богдана. Родился в донецком городе Торезе. Хотя семья с музыкой не связана, мальчик с самых ранних лет любил петь, мечтал научиться играть на фортепиано, которое увидел в доме у знакомых. Инструмент ему купили, и с 6 лет начались музыкальные занятия. В 9 лет Богдан пошел в вокальный кружок городского Дома культуры. Затем — переезд в Донецк, оттуда — в Киев, учеба в колледже и институте имени Глиэра, Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского. Переломным стал 2013 год, когда Богдана вместе с другой ныне знаменитой украинкой Ольгой Кульчинской отобрали на летнюю академию Юрия Башмета во Львове. Там они познакомились со Светланой Григорьевной Нестеренко, от которой узнали о Молодёжной оперной программе Большого театра, и решили ехать в Москву.

«Я чувствовал себя уверенно, пока не стали доходить сообщения: в Петербурге на региональном отборочном туре уже определились 15 претендентов, в Екатеринбурге — еще 15. Конкуренция огромная, 80-90 человек на место, — рассказывает Богдан. — Поехал на самый последний день московского отбора. Дмитрий Юрьевич Вдовин, художественный руководитель программы, внимательно слушал каждую арию, делал замечания, просил что-то еще раз спеть по-другому, я волновался...но в итоге прошел во второй тур! Потом — и в третий».

В числе всего нескольких счастливцев его взяли в программу. Жизнь в ней Богдан описывает как «утопический маленький мир внутри Большого театра, в котором каким-то чудом сконцентрированы лучшие силы мира, преподают легендарные коучи, заряжающие тебя огромным энтузиазмом, кипит круговорот спектаклей, концертов... Конечно, можно дозировать нагрузку, но все мы, наоборот, старались взять по максимуму, взахлеб постигать новое. А иначе наши ребята не достигли бы таких высот».

Высоты Богдана — это участие в спектаклях Большого театра «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «История Кая и Герды», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Евгений Онегин»... Это работа артистом Молодежной оперной программы в 2013-2016 годах, где за 4 сезона в общей сложности выучено и исполнено свыше 20 ролей. Это победа на Парижском оперном конкурсе в 2015 году, II премия конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Гвадалахара, Мексика, 2016), российская национальная премия «Онегин» (номинация «Дебют», мужской раздел, 2017), премия CastaDiva в номинации «Взлет» за партии Ленского в «Евгении Онегине» и Берендея в «Снегурочке» (2019). Не забудем и самую первую награду — Гран-При VI Открытого конкурса молодых вокалистов им. А. Соловьяненко, полученную еще до учебы в Москве на малой родине в Донецке...

В роли кназя Мышкина в опере Мечислава Вайнберга «Идиот»

Очень радуют певца встречи с соучениками по программе на самых престижных сценах мира. С Ольгой Кульчинской пели «Сказку о царе Салтане» в брюссельском театре «Ла Монне», а еще с Андреем Жилиховским и Ниной Минасян — то самое новогоднее «Обручение в монастыре» в Берлине. А недавно, по приглашению замечательного дирижера Мариса Янсонса (к сожалению, внезапно ушедшего из жизни, но проект все равно состоится), Богдан попал в состав исполнителей «Бориса Годунова», и не где-нибудь, а в Зальцбурге, и не когда-нибудь, а грядущим летом, в 100-летнюю годовщину самого знаменитого музыкального фестиваля планеты. Разумеется, снова в окружении целого сонма российских оперных звезд.

И все же почему выпускники Молодежной программы редко задерживаются на сцене самого Большого театра?

«Не стану жаловаться на чрезмерные нагрузки — в театре, тем более таком как Большой, и не может быть легко, — отвечает певец. — Он для меня все равно любимый, родной, дорогой. Но в таком огромном организме трудно найти баланс между существованием в его постоянном репертуаре и твоей индивидуальной открытостью к новым пространствам и горизонтам. Да и график в нем не всегда стабилен... Думаю, с чем-то подобным столкнулись и мои товарищи».

От новых горизонтов действительно захватывает дух. После норвежского «Евгения Онегина» в жизни Богдана будут «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в Неаполе, «Фальстаф» Верди с русско-немецким дирижером Кириллом Петренко в Баварской государственной опере, уже упомянутый «Борис Годунов» в Зальцбурге вновь с Кристофом Лоем, «Евгений Онегин» в Венской государственной опере. В ближайшие сезоны ожидаются постановки в Метрополитен-опере, королевском театре Ковент-Гарден, на фестивале в Экс-ан-Провансе... График расписан до 2024 года.

Заметьте, занятость что в русском, что в западном репертуаре — примерно равная. Серьезное достижение в мире, где еще совсем недавно на наших певцов смотрели как на экзотических богатырей, которым вольготно только в своей национальной стихии.

Тем важнее найти в этом жестком, порой жестоком театральном мире собственную «интонацию». Для Богдана это, бесспорно, лирическая опера. Или такие герои, которые на фоне самых жестких драм выделяются своей «особостью» — Мышкин в «Идиоте» Вайнберга, Юродивый в «Борисе Годунове», Ленский в "Онегине«,Гвидон в «Сказке о царе Салтане»... Да и в самом Богдане, как я уже говорил, есть это «отдельное», внутренний свет, что, кажется, требует специальной психологической защиты.

«Театр жесток? — удивляется он моему суждению. — Наоборот, когда работаешь на проекте, влюбляешься в него, в команду, а потом надо расставаться — вот это печаль. Просто работать надо с людьми, которые тебя понимают. Какая психологическая защита, что вы. Да сама мысль, что со мной работает такой уникальный режиссер, как Дмитрий Черняков, что зовут в проекты Кристофа Лоя или КшиштофаВарликовского, что Баренбойм после «Обручения в монастыре» хочет видеть меня в следующих своих спектаклях — уже окрыляет».

Может, когда-нибудь и в Большом театре научатся так же ценить собственных молодых звезд? Как, например, ценит молодую смену Мариинский театр: уж там Валерий Гергиев не прозевает яркого воспитанника Ларисы Гергиевой (она — руководитель Академии молодых певцов Мариинки), привлечет его в свою труппу ролями, контрактами, тем самым балансом между театральным репертуаром и вольными поездками... Или как вышло с Богданом в московской «Новой опере», где певец с удовольствием и регулярно поет. Было бы только у театральной дирекции желание договориться.

Он ведь на самом деле очень привязан к России. «Мне нравится юг Франции, Флорида, Калифорния, где всегда тепло — признается Богдан. — Но больше всего люблю Москву, особенно осеннюю, в разноцветной листве, или зимнюю, снежную. Город, где теперь живут мои родители, младшая сестра Наташа, которая учится на архитектора и, кто знает, может, в будущем станет строить театры или придумывать макеты спектаклей».

Осталась родня и в Торезе, но там Богдан не был с 2013 года. Как и вообще на Украине. А ведь и там есть великие оперные театры, в которых ему хотелось бы петь. Увы, нынешняя ситуация этому вовсе не способствует. Но он верит, что все изменится к лучшему — и на родной земле, и в родном Большом театре.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5141
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4215
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...