Главная Культура 17:42 14 Января 2022 3619
Не надо разговоров, мадам и месье, пойте!

В новогодние дни даже Мариинка стала театром музкомедии

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Актриса Вера Свешникова в роли Элизы Дулиттл. Фото Марии Ковалевой, Театр Музкомедии

Раздевать на сцене актеров ради некой «голой правды», оказывается совсем не обязательно, чтобы привлечь в театр зрителей. Равно как и переодевать в красноармейский бушлат Раскольникова, а героев Шекспира представлять отморозками с «калашом» в руках под модным ныне предлогом «современного прочтения классики». Редкий российский театр не поддался этой сомнительной моде. Но исключения, по счастью, ещё случаются. В чем убедилась корреспондент «Труда», побывав на спектаклях Северной столицы.

Премьера «Моей прекрасной леди» в Театре музыкальной комедии состоялась аккурат к новогодним праздникам. Хотя, казалось бы, тематически мюзикл никак с ними не связан. К тому же изрядно «заезжен»: скан этого произведения американца Фредерика Лоу, положившего на музыку знаменитого «Пигмалиона» англичанина Бернарда Шоу, обошел не по одному разу все сколько-нибудь заметные сцены мира. К слову, сам Шоу при жизни запрещал музыкальным коллективам ставить это свое творение, уверенный, что испортят.

В Музкомедии за дело взялся приглашенный специально на эту постановку режиссер Григорий Дитятковский. Опыт работы с «Пигмалионом» у него уже был, правда, в драматическом театре. Приступая нынче к постановке, он сразу дал понять, что ставить будет не мюзикл, к каковому мы привыкли у композитора Фредерика Лоу и либреттиста Алана Лернера, а «музыкальный спектакль, в котором важно удержать баланс между текстом, его воздействием на зрителя и музыкальной стихией».

Решение задачи подсказала сценография (художник-постановщик Владимир Фирер): играем «театр в театре». На сцене – надстроенная рампа в духе старых бродвейских подмостков, суфлерская будка, исполняющая при необходимости также роль очага, и даже нечто вроде театра теней. Но одно дело подсказать, другое – разрешить главную проблему. А она в «Прекрасной леди» в пространных монологах героев. Для Шоу именно в них «вся соль» произведения. Но известно: что хорошо на бумаге, не всегда оправдывает себя на сцене. Как говорил по поводу данного мюзикла известный канадский режиссер Роберт Карсен, «одни разговоры и немного пения». Он ставил его в начале 2010-х в Мариинском театре, где, к слову, прежде и слышать не хотели о «легком» опереточном жанре: не для академической, мол, сцены!

Для артистов же Музкамедии он, можно сказать, родной. И соблюсти «баланс между текстом и музыкой» им в принципе удалось. Отдельные «зависания» с пространными речами – такими как, например, рассуждения профессора филологии Хиггинса о строении органов речи у человека, а то и вкрапления «Глоссолалии» Андрея Белого (в качестве примера ритмизованной прозы) – хоть несколько выпадают из привычного ритма музыкального действа, но не портят общего впечатления. Комплимент – в том числе оркестру под руководством Андрея Алексеева.

Несомненной удачей режиссера стал выбор исполнительницы на главную роль Элизы Дулиттл. Молодая актриса Вера Свешникова во всех смыслах пленительна: красивый голос, пластичность, артистичность. Хороши и «слуги просцениума» – артисты хора и балета (хореограф – Надежда Калинина).

Текстовая часть мюзиклов и оперетт – серьезная проблема как для их постановщиков, так и для исполнителей. Редко какой труппе удается с ней справиться. Вечная дилемма: всё с собой не взять, но и бросить жалко. Так случилось и в Мариинке, о которой мы теперь поговорим в связи уже не с давней, а совсем свежей постановкой – «Летучей мышью».

Сцена из спектакля «Летучая мышь». Фото Наташи Разиной, Мариинский театр

В ведущих оперных театрах мира сложилась традиция – припасать эту самую, наверное, знаменитую оперетту мира к новогодним праздникам. А Валерий Гергиев выбрал «Мышь», говорят, еще и с тем, чтобы разрядить тревожную пандемическую обстановку и напомнить: сей зверь принес в наш мир не только опасный коронавирус, но и изумительную музыку «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына.

На этот раз ставил оперетту на оперной сцене российский режиссер Алексей Степанюк. На его счету ни много ни мало – полтора десятка спектаклей в Мариинке! В отличие от другого любимца Гергиева Василия Бархатова, специалиста по «многоярусным» представлениям с «наворотами», Степанюк конкретен и в меру лаконичен. Взяв за основу более остроумный и вместе с тем мелодраматичный текст «Летучей мыши» советских авторов Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, заметно отличающийся от оригинального либретто Хафнера и Жене, он не стал додумывать реплик и сцен. Равно как и заставлять героев исполнять стриптиз, а бал у князя Орловского (едва ли не лучшее, что есть в этом произведении) превращать в оргию, как тот же В. Бархатов 13 лет назад в Большом театре. От чего его спектакль, безусловно, только выиграл, оставляя зрителей, по сути, наедине с музыкой. И, конечно, с исполнителями – Антониной Весениной (Адель), Сергеем Семишкуром (Генрих фон Айзенштейн), Натальей Павловой (Розалинда), Денисом Закировым (Альфред). Артистов же ансамбля Академии молодых оперных певцов, зажигавших на балу Орловского, публика вообще не хотела отпускать, хоть на «бис» повторяй давно ставшие шлягерами мотивы.

Ещё бы разговоров поменьше – уж больно многословны герои! Штраус – не Лоу (при всем уважении к последнему): его мелодическая щедрость в долгих словесных комментариях не нуждается. Особенно в наш век бешеных скоростей...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33191
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7963
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4882
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4672
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4488
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...