Главная Культура 14:51 13 Декабря 2023 2599
Несгораемый Буратино

В Нижегородской опере балет об игрушечном мальчишке поставили на современную технологическую основу

Сергей Бирюков
Даже электронный Буратино (Сюго Каваками) побаивается доброй, но строгой Феи (Татьяна Пельмегова). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета имени Пушкина

Девчонки и мальчишки, а также их родители, Нижегородский академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина сделал вам отличный подарок: здесь поставлен один из самых успешных детских балетов второй половины ХХ века – «Золотой ключик» Мечислава Вайнберга. Шаг тем более симпатичный, что в последние десятилетия этот популярнейший сюжет, буквально просящийся на танцевальную сцену, отчего-то не был нарасхват у балетных трупп страны. И хоть в новой версии не во всех поворотах действия, перенесенного в сегодняшнюю цифровую эпоху, легко сходу разобраться, уверен – фееричность зрелища, помноженная на красочную, прямо-таки зовущую в сказку партитуру, обеспечит ему полные и благодарные залы. Как это и случилось на премьере.

Замечательный мастер симфонической, камерной, оперной, кино- (особенно – мультипликационной) музыки, Вайнберг написал свой балет в середине 1950-х по заказу Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там спектакль и шел добрых два десятилетия, выдержав свыше двухсот представлений. Еще одну версию поставили на оперной сцене Ленинградской консерватории в 1970-е, и ее потом переносили на различные отечественные сцены. Однако те постановки были, судя по сохранившимся материалам, изрядно академичными – с переряженной в Буратино исполнительницей, как в добрых старых советских ТЮЗах, где мальчишек всегда изображали актрисы-травести...

Нижегородцы, пригласившие на нынешнюю постановку молодого, но уже очень востребованного в российских театрах хореографа Алессандро Каггеджи (по происхождению итало-британца, по выучке – нашего, выпускника Московской академии хореографии), решили шагать в ногу с XXI веком. Их Буратино – вовсе не поделка бедного шарманщика, а электронный мальчишка, сделанный гениальным ученым, похожим на Леонардо да Винчи и доктора Айболита одновременно. И выглядит кибернетический паренек со своей метелкой рыжих волос совсем непривычно. Уж минимум такая пылающая шевелюра была бы решительно, можно сказать, как огонь противопоказана толстовской ожившей деревяшке. Но в главном, в характере, он вполне совпадает со своим деревянным предшественником, и суть сюжета осталась прежней: по его ходу в несмышленыше, жаждущем лишь приключений, пробуждаются человеческие стремления к дружбе и добрым делам.

Сохранены и некоторые традиционные сюжетные моменты. Например, герой идет в школу – правда, не с азбукой, а с современным планшетом. Да и в школе приходится столкнуться с таким, увы, актуальным явлением, как буллинг – с ним, к счастью, помогает справиться вновь обретенная подружка Артемина. И в дальнейшем она подставляет другу плечо в диковинных похождениях, в которых лишь отдаленно можно угадать контуры знакомой интриги: таинственный ночной луна-парк, где Буратино охмуряют Лис и Кошка, опасная цифровая страна Диджиталия, затягивающая всех, кто в нее приходит, в виртуальный мир пространственных парадоксов…

Толстовские лиса Алиса и кот Базилио на нижегородской сцене поменялись гендерами (Кошка – Виктория Мальцева, Лис – Максим Муринский)

Повторю, не во всех поворотах заново написанного Каггеджи либретто я разобрался и не все из них драматургически прочувствовал. С чего вдруг голубоволосая Фея (очень дальняя потомица Мальвины – девочки с голубыми волосами, взявшей над Буратино шефство) принимается учить парнишку, которого самого только что жестоко обманули разбойники, не врать, да еще весьма рискованным способом – заставляя выпить напиток непонятного происхождения? Дети, не следуйте этому сомнительному примеру, тем более в ситуациях с незнакомцами, даже такими миловидными и голубоволосыми.

А как Кошка и Лис ухитрились вторично (если меня, конечно, не сбила с толку царящая на сцене ночная тьма) обобрать уже обобранного ими Буратино? Как упомянутой Фее удается вмиг вызволить героев из, казалось бы, безнадежного виртуального плена, на что в иных сюжетах ушел бы добрый акт? Как вся компания вдруг вновь оказалась в театре Карабаса-Барабаса, причем уже его хозяевами – опять-таки без всякой борьбы? Да и нравственно ли так опускать протагониста? Который, конечно, тиран и эксплуататор, но разве это основание, чтобы вульгарно отжимать у него предприятие, оставляя притом на хозяйстве в унизительной роли мойщика полов? У Толстого при всей жесткости финала куклы поступили благороднее: они просто ушли от директора-самодура и создали свой собственный коллектив.

Но, похоже, все это не так существенно для юной публики. По крайней мере та, что пришла в театр на премьеру, была в явном восторге. Более того, и взрослые (в их числе автор этих строк) по-настоящему увлеклись разнообразной, классической в основе хореографией – темпераментным дуэтом Буратино и Папы Карло (Сюго Каваками и Артем Зрелов), вальсами и галопами электронного мальчишки и его живой подружки (Артемина – Елизавета Каназаси), виртуозным квартетом на сцене сказочного театра «Солнце» (Коломбина и Пьеро в исполнении Масюки Сато и ДжотароКаназасиплюс неугомонные Буратино и Артемина), брутальными ужимками Карабаса-Барабаса (Андрей Орлов), фееричным «лейтмотивом» действия – голубоволосым трио Феи и ее помощников (Татьяна Пельмегова, Нуркубат Нурлан уулу и Максим Просянников)… А красочные костюмы фантастических героев, а головокружительные смены антуража с современной лаборатории ученого-фаната на театр-шапито и полный тайн ночной парк аттракционов (художник-постановщик Сергей Илларионов, художник по свету Константин Бинкин, видеохудожник Игорь Домашкевич)…

Квартету Коломбины, Пьеро, Артемины и Буратино (Масюка Сато, Джонатаро Каназаси, Елизавета Каназаси и Сюго Каваками) аплодировали в обоих зрительных залах – том, что на сцене, и настоящем

Наконец, полтора часа мелодичной, эффектно ритмованной, ярко оркестрованной музыки Вайнберга, тоже опирающейся на лучшие традиции классики и увлеченно переданной оркестром под управлением дирижера Федора Леднева – уже ради этого стоит не только нижегородцам водить младшее поколение в свой оперный театр. Я бы и москвичам, и петербуржцам, и всем, кому не запредельно сложно добраться до прекрасного волжского города, советовал: езжайте в театр имени Пушкина на «Золотой ключик». Не пожалеете ни вы, ни подрастающая зрительская смена.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33268
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7996
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4902
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4712
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4502
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4002
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...