Главная Культура 14:51 13 Декабря 2023 2387
Несгораемый Буратино

В Нижегородской опере балет об игрушечном мальчишке поставили на современную технологическую основу

Сергей Бирюков
Даже электронный Буратино (Сюго Каваками) побаивается доброй, но строгой Феи (Татьяна Пельмегова). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета имени Пушкина

Девчонки и мальчишки, а также их родители, Нижегородский академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина сделал вам отличный подарок: здесь поставлен один из самых успешных детских балетов второй половины ХХ века – «Золотой ключик» Мечислава Вайнберга. Шаг тем более симпатичный, что в последние десятилетия этот популярнейший сюжет, буквально просящийся на танцевальную сцену, отчего-то не был нарасхват у балетных трупп страны. И хоть в новой версии не во всех поворотах действия, перенесенного в сегодняшнюю цифровую эпоху, легко сходу разобраться, уверен – фееричность зрелища, помноженная на красочную, прямо-таки зовущую в сказку партитуру, обеспечит ему полные и благодарные залы. Как это и случилось на премьере.

Замечательный мастер симфонической, камерной, оперной, кино- (особенно – мультипликационной) музыки, Вайнберг написал свой балет в середине 1950-х по заказу Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там спектакль и шел добрых два десятилетия, выдержав свыше двухсот представлений. Еще одну версию поставили на оперной сцене Ленинградской консерватории в 1970-е, и ее потом переносили на различные отечественные сцены. Однако те постановки были, судя по сохранившимся материалам, изрядно академичными – с переряженной в Буратино исполнительницей, как в добрых старых советских ТЮЗах, где мальчишек всегда изображали актрисы-травести...

Нижегородцы, пригласившие на нынешнюю постановку молодого, но уже очень востребованного в российских театрах хореографа Алессандро Каггеджи (по происхождению итало-британца, по выучке – нашего, выпускника Московской академии хореографии), решили шагать в ногу с XXI веком. Их Буратино – вовсе не поделка бедного шарманщика, а электронный мальчишка, сделанный гениальным ученым, похожим на Леонардо да Винчи и доктора Айболита одновременно. И выглядит кибернетический паренек со своей метелкой рыжих волос совсем непривычно. Уж минимум такая пылающая шевелюра была бы решительно, можно сказать, как огонь противопоказана толстовской ожившей деревяшке. Но в главном, в характере, он вполне совпадает со своим деревянным предшественником, и суть сюжета осталась прежней: по его ходу в несмышленыше, жаждущем лишь приключений, пробуждаются человеческие стремления к дружбе и добрым делам.

Сохранены и некоторые традиционные сюжетные моменты. Например, герой идет в школу – правда, не с азбукой, а с современным планшетом. Да и в школе приходится столкнуться с таким, увы, актуальным явлением, как буллинг – с ним, к счастью, помогает справиться вновь обретенная подружка Артемина. И в дальнейшем она подставляет другу плечо в диковинных похождениях, в которых лишь отдаленно можно угадать контуры знакомой интриги: таинственный ночной луна-парк, где Буратино охмуряют Лис и Кошка, опасная цифровая страна Диджиталия, затягивающая всех, кто в нее приходит, в виртуальный мир пространственных парадоксов…

Толстовские лиса Алиса и кот Базилио на нижегородской сцене поменялись гендерами (Кошка – Виктория Мальцева, Лис – Максим Муринский)

Повторю, не во всех поворотах заново написанного Каггеджи либретто я разобрался и не все из них драматургически прочувствовал. С чего вдруг голубоволосая Фея (очень дальняя потомица Мальвины – девочки с голубыми волосами, взявшей над Буратино шефство) принимается учить парнишку, которого самого только что жестоко обманули разбойники, не врать, да еще весьма рискованным способом – заставляя выпить напиток непонятного происхождения? Дети, не следуйте этому сомнительному примеру, тем более в ситуациях с незнакомцами, даже такими миловидными и голубоволосыми.

А как Кошка и Лис ухитрились вторично (если меня, конечно, не сбила с толку царящая на сцене ночная тьма) обобрать уже обобранного ими Буратино? Как упомянутой Фее удается вмиг вызволить героев из, казалось бы, безнадежного виртуального плена, на что в иных сюжетах ушел бы добрый акт? Как вся компания вдруг вновь оказалась в театре Карабаса-Барабаса, причем уже его хозяевами – опять-таки без всякой борьбы? Да и нравственно ли так опускать протагониста? Который, конечно, тиран и эксплуататор, но разве это основание, чтобы вульгарно отжимать у него предприятие, оставляя притом на хозяйстве в унизительной роли мойщика полов? У Толстого при всей жесткости финала куклы поступили благороднее: они просто ушли от директора-самодура и создали свой собственный коллектив.

Но, похоже, все это не так существенно для юной публики. По крайней мере та, что пришла в театр на премьеру, была в явном восторге. Более того, и взрослые (в их числе автор этих строк) по-настоящему увлеклись разнообразной, классической в основе хореографией – темпераментным дуэтом Буратино и Папы Карло (Сюго Каваками и Артем Зрелов), вальсами и галопами электронного мальчишки и его живой подружки (Артемина – Елизавета Каназаси), виртуозным квартетом на сцене сказочного театра «Солнце» (Коломбина и Пьеро в исполнении Масюки Сато и ДжотароКаназасиплюс неугомонные Буратино и Артемина), брутальными ужимками Карабаса-Барабаса (Андрей Орлов), фееричным «лейтмотивом» действия – голубоволосым трио Феи и ее помощников (Татьяна Пельмегова, Нуркубат Нурлан уулу и Максим Просянников)… А красочные костюмы фантастических героев, а головокружительные смены антуража с современной лаборатории ученого-фаната на театр-шапито и полный тайн ночной парк аттракционов (художник-постановщик Сергей Илларионов, художник по свету Константин Бинкин, видеохудожник Игорь Домашкевич)…

Квартету Коломбины, Пьеро, Артемины и Буратино (Масюка Сато, Джонатаро Каназаси, Елизавета Каназаси и Сюго Каваками) аплодировали в обоих зрительных залах – том, что на сцене, и настоящем

Наконец, полтора часа мелодичной, эффектно ритмованной, ярко оркестрованной музыки Вайнберга, тоже опирающейся на лучшие традиции классики и увлеченно переданной оркестром под управлением дирижера Федора Леднева – уже ради этого стоит не только нижегородцам водить младшее поколение в свой оперный театр. Я бы и москвичам, и петербуржцам, и всем, кому не запредельно сложно добраться до прекрасного волжского города, советовал: езжайте в театр имени Пушкина на «Золотой ключик». Не пожалеете ни вы, ни подрастающая зрительская смена.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7351
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?