Главная Культура 00:01 13 Октября 2023 4457
Марина Брусникина: По своей сути люди не меняются

Знаменитый режиссер – о том, почему решила вспомнить и о своей актерской профессии

Анна Чепурнова
Марина Брусникина – режиссер, педагог, актриса, мама, бабушка… Фото из личного альбома

В прокат вышла художественная лента Светланы Проскуриной «Первая любовь». Роль терапевта Анны, одну из главных в картине, играет Марина Брусникина, которую редко можно увидеть на большом экране: основное ее поприще — режиссура и театральная педагогика. С 2018 года Брусникина руководит театром «Практика», а недавно стала еще и главным режиссером Российского академического молодежного театра. Идут ее спектакли и в других московских театрах. О том, как удается все это совмещать, и, конечно, о съемках в нынешней киноленте Марина Станиславовна рассказала «Труду».

— Как в вашей жизни возникла картина «Первая любовь»?

— Еще несколько лет назад Светлана Николаевна Проскурина вызвала меня на пробы в свой фильм «Воскресенье». Я тогда очень удивилась, поскольку уже давно не работала в кино. Но Светлана Николаевна помнит меня с молодости. В той картине я с удовольствием поучаствовала в небольшой сцене, но режиссер, как она рассказала мне потом, поняла: в следующем фильме я выступлю у нее в главной роли. И действительно спустя время прислала сценарий, который очень мне понравился.

— Чем именно?

— Это драма с детективным сюжетом, но не простое линейное кино, Проскурина все-таки снимает артхаус. В «Первой любви» все смыслы — между нот, между слов, и возникает особая атмосфера, магия... Моя героиня и ее ситуация были настолько мне понятны, что показалось — именно такую историю я и выбрала бы, если б меня спросили, в чем именно хочу сниматься. Анна переживает переходный период. Мыслями она все время возвращается в прошлое, которое уже не вернуть, а что впереди, неясно. Есть ощущение, что любовные истории для нее закончились, но вдруг в душе опять зарождается чувство, и оказывается, ничего еще не потеряно.

«Первая любовь» — не просто детектив, но картина с особой атмосферой. Кадры из фильма «Первая любовь» предоставлены его командой

— Что расскажете об этих съемках?

— Мы работали за городом ранней весной, когда только снег сошел, и холод стал настоящим испытанием. Тем более — некоторые сцены происходили на лодках, на озере. И все-таки я ощущала комфорт — в первую очередь благодаря общению с превосходной командой, режиссером и моими коллегами-актерами. А еще — старый полуразрушенный санаторий, в который нас поселили, окружал невероятной красоты сосновый бор. И так приятно было оторваться на время от суеты московских дел, оказаться в совершенно другом мире.

Героиням Марины Брусникиной и Лизы Кугай угрожает таинственная, но реальная опасность

— Наверное, испытать что-то подобное теперь доведется нескоро, вы ведь в конце августа стали главным режиссером РАМТа, а еще руководите театром «Практика». Как удается совмещать две столь ответственные должности?

— Пока получается. Но надо учесть: когда я заняла новый пост, в обоих театрах уже были сформированы планы на нынешний сезон. И в РАМТе я еще только знакомлюсь со всем его богатейшим репертуаром.

— Часть которого — только что вышедший ваш документальный спектакль «Здесь дом стоял» об актерах старшего поколения.

— Да, это люди 60+, на которых, собственно, держится театр. Они прожили в нем жизнь, и им есть что рассказать. С этими актерами мы с моим ассистентом Витей Панченко разговаривали целый год, записали невероятное количество воспоминаний, потом редактор все обработал, а драматург Андрей Стадников собрал из этого готовую конструкцию. Мы говорили не столько про творчество, сколько про вещи и стены, с самого детства окружавшие наших героев, которые из разных домов пришли в итоге в один под названием РАМТ. Получилась история и об искусстве, и о том, что его питает.

— В первом акте у многих актеров проскальзывает ностальгия по СССР. Почему сейчас многих туда тянет?

— Мне кажется, процент людей, желающих вернуться в прошлое, не так уж велик. Ностальгируют же участники нашей постановки, конечно, не по Советскому Союзу, а по своему детству: каким бы оно ни было, это время, когда ты столько для себя открываешь и уже потому проживаешь очень интересную жизнь.

— Следующей вашей постановкой в РАМТе станет спектакль по роману Ивана Шмелева «Лето Господне». Почему выбрали его?

— Это уникальная литература о России и Москве, о наших традициях, об ушедшем, потерянном мире и укладе, в котором было так много разумного и замечательного. В РАМТе такой спектакль будет особенно органичен, ведь повествование ведется от лица ребенка. Мальчик рассказывает о своем роде, семье, городе, о взрослении собственной души. Нравится мне и то, что такая постановка предполагает широкий спектр зрительских возрастов, от12 лет и до бесконечности.

— Какое самое яркое детское театральное впечатление осталось у вас самой?

— Как-то меня отвели на «Синюю птицу» во МХАТ, и она вызвала во мне настоящее эмоциональное потрясение. После спектакля я не могла заснуть — все казалось, вот-вот ко мне придут его герои. До сих пор, прямо картинками, помню ту постановку.

— А в какие театры ходят ваши внуки?

— Старшему, Артему, 12 лет, он пересмотрел полный репертуар РАМТа и все, что есть для детей, в «Практике», а сейчас уже с удовольствием ходит на взрослые постановки. Вот недавно очень проникся моим спектаклем по сценарию Геннадия Шпаликова «Прыг-скок, обвалился потолок» в Театре Наций.

— Там ведь Александра Урсуляк играет его ровесницу...

— Да, притом что ее персонажа мы показываем не как ребенка, а как человека, к которому уже пришли вполне взрослые проблемы. Уверена, такой подход к 12-летней героине совпадает с мироощущением подростков. А ведь кому-то они кажутся всего лишь «не выросшими людьми», с которыми никак нельзя разговаривать серьезно и по душам, без сюсюканья или нравоучений. Мой младший, пятилетний внук Дима, стремящийся, глядя на брата, как можно быстрее взрослеть, так про себя и говорит: «Я — большой, просто еще не вырос». Он, кстати, недавно пошел в театральный кружок, что из этого получится — посмотрим. А его последнее впечатление от игры профессионалов — спектакль Театра им. Моссовета «Карлсон», который Диме очень понравился.

— На ваш взгляд, дети во все времена одинаковы?

— По самой своей сути люди не меняются, и нынешние школьники, равно как дошколята, с интересом будут читать и смотреть то, на чем росли их бабушки и дедушки. Хотя в гаджетах это поколение более продвинуто, в отличие от нас моментально понимая, какие кнопки и для чего надо нажимать. Но ведь и в театр в последнее время пришло очень много технических новшеств, которые обогащают искусство, ни в коем случае его не умаляя. В том же «Лете Господнем» есть описание ледяного города. Можно и впрямую построить его на сцене, но это будет сложнее, чем использовать спецэффекты. Так что, если получится, обязательно ими воспользуюсь.

— Этой осенью отмечается 125-летие Художественного театра, в котором вы проработали почти 40 лет. Знаю, что и в праздновании участвуете...

— В ноябре выпускаю на Малой сцене проект на основе вышедшего два года назад двухтомника «Письма в Художественный театр». Спектакль называется «Мое имя вам ничего не скажет», это фраза из одного письма. Сама книга — своеобразный портрет эпохи, зрительного зала и работников театра первых 30 лет его существования. А составительница сборника Ольга Егошина еще и узнала, как сложились дальнейшие судьбы авторов посланий. Признаюсь, книга произвела на меня сильное впечатление. В ней много и юмора, и невероятно трогательных эпизодов. Например, одна зрительница просила Ольгу Книппер-Чехову помочь ей материально, притом обращаясь к ней по имени ее героини из пьесы «Иванов»: «Дорогая Сарра, вы тоже несчастны, вы поймете меня...» Самое интересное, что деньги этой женщине актриса выслала. Есть еще письмо с фронта, тоже к Ольге Леонардовне, со строчками: «Мне не страшно умирать, потому что я видел Вас в «Трех сестрах», и я жалею своих однополчан, не знавших этого счастья».

— По-вашему, сегодня есть спектакли, способные вызвать такой отклик?

— Сейчас другое время, мы по сравнению с людьми начала ХХ века перенасыщены впечатлениями. Тогда Художественный театр играл огромную роль в жизни интеллигенции. Зрители и сегодня способны испытывать сильные чувства, но сообщают об этом не в письмах, а в соцсетях. Я сама часто читаю сердечные отзывы на свои работы и понимаю, что они важны людям. Вот только, к сожалению, мне кажется, что веку подобных электронных свидетельств гораздо короче, чем у бумажных писем.

Мы и сегодня не утратили способность тонко чувствовать, убеждена Марина Станиславовна

— Не представляю, как вам удается при такой занятости еще и прекрасно выглядеть. Есть особые секреты?

— Увы, я даже общепринятые правила не соблюдаю. Известно ведь, что лучше ложиться спать до 10 вечера, но у меня это не получается никогда. Понимаю, что не надо есть на ночь, но порой завесь день просто не удается найти иного времени для перекуса. В отпуске или иногда в выходные получается заниматься собой, а в остальное время все мысли совсем о другом. И сейчас, конечно, в первую очередь думаю — как лучше справиться с тем, что на меня взвалила судьба, и надеюсь, что Бог даст для этого здоровья и сил.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9381
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7105
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?