Главная Культура 00:01 13 Сентября 2024 9178
Константин Райкин: Театр – это искусство настоящего времени

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый интерес к знаковым для «Сатирикона» постановкам Романа Виктюка, Петра Фоменко, Валерия Фокина, Роберта Стуруа и, конечно, нынешнего художественного руководителя Константин Райкина. Но, как любит говорить Константин Аркадьевич, «театр — это искусство настоящего времени». В интервью «Труду» глава «Сатирикона» не только вспомнил различные периоды из истории театра, но и рассказал о грядущих премьерах: ближайшей — «Как Фауст ослеп» Сергея Тонышева и намеченном на следующую весну собственном спектакле «Сирано де Бержерак».

— Многие молодые зрители «Сатирикона» уже, наверное, и не знают о Ленинградском театре эстрады и миниатюр. Но думаю, какой-то его ген в вашем коллективе остался?

— Да, и прежде всего это касается сердечного, уважительного, доверительного отношения к публике. Хотя понимаю, что в ежедневной практике любого театра есть обиженные зрители: кто-то, например, опоздал, кто-то захотел воспользоваться телефоном, а его остановили, или кому-то не понравилось, как билетеры к нему обратились. Но я сейчас про другое — про изначальный человеческий, художественный посыл к зрительному залу. Есть разные установки: бывает эпатажное отношение к публике, бывает равнодушное, бывают театры «для тех, кто понимает». Случается, даже маститые художники смотрят на зрительный зал с неким пренебрежением: дескать, я разговариваю с Богом, а вы только допускаетесь присутствовать: хотите — слушайте, хотите — нет. Иногда это открыто декларируется, иногда подразумевается, а вслух говорится только узкому кругу приближённых... В «Сатириконе» всегда было очень искреннее, любовное отношение к зрителям, которые пришли сюда с доверием, с болями и чаяниями, и они что-то хотят про себя, про свою жизнь узнать, услышать. Этот наш разговор подобен некоему сговору. Вот такая традиция идет от Аркадия Райкина, от его театра.

— Вы в нём проработали вместе с отцом шесть лет, но, вероятно, помните тот коллектив с детства?

— Конечно! Это был обожаемый театр, беспрекословно аншлаговый, битковОй. Как с придыханием говорили администраторы: «Этот — собирает!» Это же был ленинградский театр, но в Москве гастролировал по полгода. И вот помню такой случай: в здании ДК, где проходили гастроли, случилась какая-то авария, и в качестве площадки коллективу на две недели предложили Дворец съездов. Представьте, как звучит: Театр миниатюр — на самой большой сцене страны, в шеститысячном зале! Билеты раскупили, кажется, за один день. Спектакль строился из миниатюр, после каждой из которых должен был закрываться занавес. А поскольку на огромнейшей сцене Дворца съездов скорость его движения была ограничена, то уже в середине миниатюры, когда ещё действие было в разгаре, полотнища занавеса, как два встречных парохода, медленно начинали выплывать друг к другу. Это было очень смешно.

— Эстрадных театров такого уровня у нас в стране больше так и не появилось...

— Тот театр и жанр, в котором работал Аркадий Райкин — вообще, отдельное явление, его сложно безоговорочно отнести к эстрадному. Это был очень серьезный театр со спектаклями, у которых было единое художественное оформление, сквозной драматический сюжет, здесь работали замечательных сценографы — например, Николай Акимов, музыку писали выдающиеся композиторы — Ян Френкель, Борис Мокроусов... И это был театр огромной народной любви. Вот такое нам досталось наследство, такая история. Её повторить невозможно. Для меня существует жанр «Аркадий Райкин». Он собой этот жанр начал, открыл, развил до очень больших художественных высот и своим уходом закрыл. У папы был гигантский сольный репертуар, на много часов — то, что сейчас называется стендап-комедией. Он в некотором смысле родоначальник этого явления — в нашей стране уж точно.

Отец и сын. Фото из открытых источников

— К сожалению, уровень вкуса его современных представителей часто далек от совершенства.

— Я видел и очень хорошие выступления, стендап — интересный жанр с точки зрения сольных актёрских высказываний. А барахла во всех сферах искусства всегда больше, чем чего-то достойного. Если не будет тени, то как мы узнаем, что такое свет?! Мы в нашей Высшей школе сценических искусств хотим в будущем году сделать фестиваль или форум артистов этого жанра.

— 85 лет для театра — много или мало?

— По большому счету это просто арифметика, которая ничего не говорит о современном состоянии коллектива. Что зрителям эта родословная?! Люди заплатили деньги за конкретный спектакль. Если он им понравился — значит, это хороший театр, а если нет — плохой, сколько бы лет ему ни было. Сложная линия расцветов и увяданий не связана напрямую с возрастом коллектива. Театр — такой, какой сегодня спектакль. Это искусство настоящего времени.

— Глядя на два ваших последних спектакля, «Грозу» и «Четыре тирана» по пьесам Островского и Гольдони, понимаешь, что эти драматурги говорили практически об одном и том же...

— Темы, волнующие человечество, во все времена, в общем-то, одни, и великие писатели с помощью разных слов, жанров и персонажей говорят, по сути, об одном и том же: о свободе и несвободе, о людях, устремленных в прошлое и стремящихся к будущему, о живом и неживом, о ценностях мнимых и истинных. Классика — потому и классика, что всегда попадает в суть вещей. И потому, например, Островский до сих пор — современнейший драматург, хотя отдельные слова в его пьесах, может быть, уже и устарели. Но важно, в каком темпе, ритме, контексте, с какими интонациями ты их скажешь. Если станешь играть Островского, как в Малом театре во времена драматурга, тебя не поймут, потому что это будет музейный вариант. Зрители ведь приходят смотреть в первую очередь что-то про себя, и им надо дать понять, что это про них, а не про кого-то, кто жил в старину. Публику волнует узнаваемое.

«Гроза» в «Сатириконе» — спектакль про нас, сегодняшних

— «Сатирикон» открыл сезон спектаклем Сергея Тонышева «Как Фауст ослеп» по знаменитой трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете, (кстати, 28 августа мир отметил 275-летие со дня рождения писателя).

Когда режиссер пришел ко мне с предложением поставить «Фауста», я сразу за эту идею ухватился. «Фауст» меня интересует давно, «в борьбе» с ним я провел долгие годы: со многих попыток пробовал прочесть это произведение и не утонуть в нём, но оно побеждало меня своей переизбыточностью. Хотя в очень качественном переводе Пастернака все это и лихо, и здорово, но ты в какой-то момент теряешь канву — такая огромная это махина. Ведь «Фауст» (беспрецедентный случай!) создавался в течение 60 лет, это произведение жизни Гёте. Ставить его на сцене, конечно, рискованно, но я очень верил, что у Сергея все получится. Он вычленяет линии, которые могут волновать зрителя, и убирает всю избыточность.

Постановкой по «Фаусту» Гете открылся новый сезон «Сатирикона»

— Вы тоже участвуете в этом спектакле?

— Только мой голос в записи.

— А что сами поставите в этом сезоне?

— В марте будущего года выпускаю «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана. Эта пьеса, мне кажется, «висит» над каждым театром и ждёт своего часа. «Сирано...» — жемчужина мировой драматургии, веха театральной истории. У нас спектакль по драме Ростана шел в 90-е годы — кстати, это единственный случай, когда я ставлю на сцене произведение, героя которого сам когда-то играл. Давно думаю про эту пьесу, она интересная, хотя и очень «литературная», таит в себе много опасностей — мелодраматичности, красивости, сентиментальности. Это ведь про красоту поражения, которое выше победы. Всегда оставаться верным себе — высокая жертва. Сирано был абсолютным «лузером», и, если смотреть с точки зрения карьеры, да и любви тоже, эти же слова применимы к нашим великим поэтам — Пушкину, Лермонтову. «До чего ты мне надоел со своими стихами, Пушкин», — говорила Наталья Николаевна.

Любопытна история этой пьесы, всегда смотрю, как её ставят другие. Но за всю жизнь мне очень понравился лишь один спектакль по ней, много лет назад, это была работа режиссера Бориса Морозова с Сергеем Шакуровым в заглавной роли. Всё остальное меня, как правило, не устраивает, и прежде всего потому, что не умеют играть стихотворный текст, он ведь диктует определенные требования. Чтобы зрители поняли его на слух, надо хотя бы делать правильные смысловые ударения. А этому не придают значения.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые режиссеры переводят изначально стихотворный текст в прозу?

— Я уважаю чужие высказывания. Помню, Николай Рощин создал очень интересную постановку «Сирано де Бержерака» на основе подстрочного, то есть прозаического перевода пьесы Ростана. Это был очень напряженный режиссерский спектакль. Играли хорошие актёры, но главным являлось своеобразное, неожиданное прочтение. И замечательного «Евгения Онегина» я видел у Тимофея Кулябина, где всё было очень свежо, и вдруг среди стихов возникала прозаическая вставка, производившая сильный эффект.

Современный театр, как и всё современное искусство, пользуется новыми приемами для того, чтобы пробить броню современного человека. Человек же сейчас очень защищён от всего. С одной стороны, это ему необходимо: если всю информацию, которая на тебя обрушивается, например, из интернета, воспринимать «без кожи», то можно сойти с ума. И вот ты начинаешь адаптироваться, привыкать к этому ужасу. Но ведь так можно и вообще человеком перестать быть. А искусство и занимается тем, что не дает произойти этой метаморфозе. Но приходится менять приемы, потому что старые уже не работают. Вот почему искусство в последнее время сделалось более агрессивным, острым, откровенным, шокирующим.

— Но ведь и к такому можно привыкнуть?

— Правильно. А значит, потом могут быть откаты назад, опять в ход пойдут забытые традиции, и на сцене вернутся к чему-то очень ласковому и нежному. Театр — живое искусство, впрямую зависящее от рефлексии зрительного зала. А у того настроения меняются каждые год-два. Раньше на каком-то спектакле в определенных местах смеялись, а теперь нет, потому что это стало опасным и, значит, перестало быть смешным. Зато прежде и нам, артистам, не приходило в голову со сцены аплодировать зрительному залу, а сейчас это происходит почти безоговорочно: спасибо за то, что понимаете, про что мы играем. Потому что спектакли — это тоже вид борьбы за традиционные духовные ценности: достоинство, совесть, честь, честность, принципы гуманизма, когда сам человек, его жизнь, свобода и личность ставятся превыше всего.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33095
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7934
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4866
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4643
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4475
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3992
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...