Вот уже 24-ю весну подряд Ассоциация деятелей русских театров зарубежья и ее главное подразделение — фестивальный центр «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге — проводят смотр «Встречи в России». Уже то, что приверженцы русского театра, оказавшись по разные стороны государственных границ, продолжают держаться друг друга, достойно уважения. Ну а факт нынешней встречи, которой не смогли помешать ни пандемия, ни случившееся на мировой политической арене тяжелое весеннее обострение, выглядит прямой сенсацией. Конечно, ее не случилось бы без помощи, оказанной фестивалю министерствами культуры и иностранных дел России, а также правительством Санкт-Петербурга.
Сказать, что русские коллективы держатся из последних сил — это ничего не сказать. Неслучайно Минкульт РФ пообещал им выделить в 2023 году в рамках межправительственных соглашений средства на современное оборудование и финансирование премьер.
На заседании Ассоциации горько было слушать рассказ директора единственного в Киргизии русского театра имени Чингиза Айтматова Евгения Кузнецова о бедственном положении коллектива, где зарплата ниже прожиточного минимума, актеры бегут, а здание, с 1972 года не знавшее ремонта, аварийно... И именно этому театру выпала честь открывать фестиваль спектаклем «Ревизор».
Выпускник ГИТИСа Константин Тришин поместил действие в заштатный, огороженный грязным забором городишко. Сюда попадают «дружбаны Иван Хлестаков (артист Михаил Калюжный) и Осип (Марк Гликман), принятые коррумпированной элитой за ревизионную комиссию. Действие, охватывающее пахана-городничего в исполнении Анатолия Адали, шпионов Бобчинского и Добчинского и прочих прихлебателей, катится по-детективному лихо.
Молодой режиссер Татьяна Самбук в минской театральной компании «ТриТформаТ» пошла еще дальше, подав «Княжну Мери» (по «Герою нашего времени» Лермонтова) как реалити-шоу, а Печорина (артист Дмитрий Егоров) превратив в пошляка, окруженного компанией приспособленцев. В брутальном представлении смешались предательство, коварство, секс... Единственный «луч света» — сама княжна Мери, в исполнении Маргариты Киселит напоминающая ангела с небес. Но зачем было заполнять сценическое пространство визуальными эффектами, взятыми напрокат из авангардного сюра?
Уж лучше свое, личное, выстраданное. Как у Марии Матюк, вместе с артистами Минского драматического театра имени Максима Горького представившей на камерной сцене в минималистской сценографии «Крейцерову сонату» Льва Толстого. Герою этого сложного, заглядывающего в потаенные закоулки души произведения невозможно найти оправдание: он убийца, пусть и совершил злодеяние на волне ревности. Но исполнитель роли Позднышева Александр Полозков продолжает исповедоваться, пробуя разобраться, в какой момент произошло отторжение и любовь сменилась ненавистью. Да и была ли то любовь — может быть, только желание обладать прекрасным телом Лизы в исполнении Виктории Ковальчик?..
Проблемы взаимоотношений отцов и детей продолжают находиться в зоне особого внимания. Одно из доказательств тому — спектакль Русского театра драмы имени Лермонтова из Алма-Аты «Мой папа — Питер Пэн», вызвавший, впрочем, неоднозначную реакцию фестивальной публики. Одни критики оправдывали легкомысленное поведение Папы (Владислав Букаткина), так и не выросшего из коротких штанишек Питера Пэна. Другие осуждали — ведь тот подает сыну пример, как надо «срывать цветы удовольствия», не задумываясь о людских судьбах. Режиссер Дмитрий Сирота ставит вопрос ребром: возможен ли вечный праздник жизни в окружении серых буден и какую роль в этом играет совесть? Изломанный внутренний мир маленького Даньки в исполнении семилетнего артиста Яна Быкова дает на это ответ.
Ереванский русский драматический театр имени К.Станиславского представил необычный спектакль «Люди. Звери. Обстоятельства» в постановке художественного руководителя коллектива Карена Нерсисяна. Без старейшего театра республики, недавно справившего 85-летие, столица Армении не мыслит своей культурной жизни. И, например, художники работают здесь бесплатно. Идея поставить «звериный» спектакль родилась у Карена после прочтения пьесы Дона Нигро, состоящей из четырнадцати монологов зверей и птиц. Это отдаленно напоминает басни Крылова: каждый персонаж, обращаясь к зрительному залу, выясняет, кто он есть на самом деле, не забывая о своих принципах, привычках, фобиях. Так на протяжении двух часов идет презентация «животных», а на самом деле, конечно, людских нравов.
Судя по ХХI фестивалю «Встречи в России», в зарубежные русскоязычные театры пришло молодое поколение артистов и режиссеров. А с ним — новая пора в биографии коллективов, несмотря ни на что «рифмующих» свое творчество с русской культурой и самой Россией.