Всем известно, что подмосковный город Павловский Посад славится своими разноцветными платками, вызывающими восхищение у модниц. Издавна здесь существует текстильная мануфактура, выпускающая шали с яркими узорами. Впрочем, они — не только услада для глаз, но и весьма содержательные исторические документы. Не верите? Тогда пожалуйте в местный Музей истории русского платка и шали — сами убедитесь.
Здесь много необычных экспонатов. Вот сотканные в 1930-е годы изображения вождей партии и правительства — целое политбюро вмещалось на хрупких девичьих плечах. А рядом платки-инструкции, показывающие, как собрать винтовку. Спросите: почему эта инструкция выполнена не на бумаге, а на текстиле? Да потому что ткань на самокрутки не годится, а бумажную инструкцию красноармейцы запросто могли бы пустить на курево.
А здесь настоящий раритет: платок с лубочным изображением отряда крестьян, вступивших в 1812 году в бой с французскими завоевателями. Сей платок выпущен был в 1912 году, когда отмечалось 100-летие Отечественной войны, на нем нашла отражение одна из ее страниц. Вытканные надписи сообщают о Вохонской схватке, происходившей как раз там, где ныне находится Павловский Посад. Остановимся на этом событии.
Что же это было за сражение? Крестьяне нескольких местных сел и деревень дали отпор французам, отправившимся на поиск фуража и продовольствия для своей армии. Считается, что так далеко на восток от Москвы французы не проникали, но именно там, в селе Вохна, расположенном в 70 верстах от Белокаменной, их организованное продвижение вглубь России было приостановлено. О схватке в Вохне известно гораздо меньше, чем, например, о происшедшем к западу от Москвы Тарутинском сражении, также состоявшемся после того, как французы заняли Москву, а потом покинули ее. Спешно унося ноги из такой негостеприимной России, французы откровенно мародерствовали. Отряд фуражиров из корпуса маршала Нея отправился в сторону Богородска (нынешнего Ногинска), а в конце сентября 1812 года оказался в окрестностях Вохны (которая затем стала называться селом Павлово, в дальнейшем же превратившимся в город Павловский Посад).
Мародеры уже сожгли соседнюю деревню Степурино и, судя по всему, то же самое собирались сотворить с Вохной. Но там врага ждали ополченцы, они готовились дать отпор непрошеным гостям. Волостной староста Егор Стулов собрал сход, на котором было решено создать дружину из местных крестьян. Здесь же, в Вох-не, стоял казацкий отряд, офицер которого за короткое время научил крестьян обращаться с огнестрельным оружием, показал приемы рукопашного боя. Эти уроки не пропали даром. Когда неприятель приблизился к Вохне, он неожиданно для себя встретил ожесточенное сопротивление со стороны крестьян и находившихся среди них 42 воинов казацкого отряда. Враг не ожидал такого отпора и отступил, потеряв 27 человек убитыми. Еще семь французов попали в плен.
А вот защитники Вохны обошлись без потерь. В приписке, сделанной в метрической книге местной Воскресенской церкви, было зафиксировано следующее: «А наших, ни казаков, ни мужиков, ни одного человека, неприятели не убили и не ранили, а только у казачьего начальника легкую раною лошадь под ним ранили».
Наиболее отличившиеся ополченцы, защищавшие Вохну, не остались без воинских наград. Их удостоились староста Егор Стулов, сотский Иван Чушкин и крестьянин Герасим Курин. В 1813 году их наградили Георгиевскими крестами. Потомки героев в течение многих лет жили в Павловском Посаде. Существует предположение, что Герасим Курин был похоронен на местном старообрядческом кладбище. В городе ему установили памятник, он находится в центре Павловского Посада.
Посетив посвященную событиям 1812 года экспозицию музея «Княжий двор», мы разговорились с его сотрудником С. И. Минофьевым, который рассказал, что в окрестных деревнях проживало немало старообрядцев. К числу самых известных из них относился промышленник-меценат Козьма Терентьевич Солдатёнков, на средства которого основали Боткинскую больницу в Москве, одно время называвшуюся Солдатёнковской. На территории больницы установили памятник Солдатёнкову.
А памятник Герасиму Курину стоит недалеко от часовни, воздвигнутой в честь защитников Отечества в войне 1812 года. Идея ее создания возникла, когда Россия готовилась отметить 100-летие войны 1812 года. Часовню возвели быстро. Ее открыли 1 октября 1912 года, в праздник Покрова и в день 100-летия победы местного ополчения над французами. После освящения часовни в помещение женской гимназии состоялся обед для почетных гостей на 80 персон.
А всего лишь через 20 лет, в 1932-м, часовню разобрали. Говорили, что она мешала проезду транспорта. Но это была не точка, а многоточие: Стараниями местных энтузиастов часовню уже в наше время удалось восстановить. Ныне она возвышается в центре Павловского Посада, украшая берег реки Вохонки...
Кстати, в том же Музее истории русского платка можно увидеть еще один уникальный экземпляр, где изображен сам Кутузов, его прославленные генералы, а также герои-ополченцы, которые в схватке в селе Вохна оказались сильнее захватчиков.