
На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются драки: «Включаешь телевизор — там очередные тесты ДНК, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас!» Спикер заявила, что подобная оценка не только ее личное мнение: «В какую бы я аудиторию ни пришла — учителя, врачи, родители мне говорят: «Доколе?»
Напомним, что ранее и Владимир Путин заметил, что его «берет оторопь» от того, что он видит на российском телевидении. И это тот случай, когда с президентом трудно не согласиться. Удивляет только одно: ежегодно из госбюджета тратятся миллиарды рублей на поддержку этих самых телеканалов. Зачем это делается и почему главные федеральные каналы страны так себя ведут?
Вообще-то критика в адрес отечественного ТВ звучит не первый год. Памятно гневное письмо, с которым актриса Мария Шукшина обратилась к президенту и патриарху. «Огромную страну настойчиво заражают вирусом бескультурья, — написала она. — И уже нет у нашей молодежи иммунитета против пошлости, цинизма и отсутствия вкуса». По мнению Шукшиной, то, что транслируют с экранов сейчас, — «это политика по оболваниванию народа».
Сплетни притягательнее умных разговоров, объясняют телеэксперты. Скандальные программы выступают в роли дойных коров для каналов: они привлекают максимум зрителей, а значит, там можно размещать рекламу по заоблачным расценкам. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама. Тем не менее телеканалы все равно убыточны, без дотаций государства они не проживут. Властям федеральное телевидение нужно для того, чтобы доносить до граждан точку зрения государства по важным вопросам и вести патриотическую пропаганду. Развлекательный контент тут служит для поддержки интереса граждан к этим СМИ: посмотрел развлекательное шоу, а там, не вставая с дивана, посмотришь и новости.
Для справки: в 2021 году расходы бюджета на поддержку ТВ не только не уменьшились в связи с пандемией и кризисом, но даже увеличились. Больше всех выделяют международному телеканалу RT — около 27 млрд рублей. Еще 25 млрд получает государственная телекомпания ВГТРК, но и Первый канал, в котором государству принадлежит 51%, рассчитывает на субсидию в 6 млрд (данные из проекта бюджета на 2021 год).
Но почему именно такие программы, возмутившие президента и главу Совфеда, имеют наивысший рейтинг? Телевизионщики утверждают, что создают продукт, востребованный массовым зрителем, ориентируясь на его вкус. Что же получается: больше всего нашим людям нравится рыться в помойке?
«Зритель нуждается в открытом проявлении эмоций, в соучастии, — объясняет психолог Алексей Рощин. — Чтобы он включился в происходящее эмоционально, начал сопереживать, тогда он будет смотреть дальше. Поэтому пытаются воздействовать на наши чувства — показывают брошенных младенцев, рыдающих женщин, намеки на эротику. С экрана стараются надавить так, чтобы мы откликнулись. На массового зрителя отлично действуют природные вещи, заложенные на инстинктах, например крики или стоны, — это пробивает нашу защиту. Щелкая пультом, ты попадаешь на нечто душераздирающее и «залипаешь». Что, собственно, и требовалось каналу».
По мнению социолога Сергея Игнатьева, люди устают от агрессивной телепропаганды — им нужен отдых: «Различия в информационной политике разных телеканалов сейчас очень небольшие. Бесконечное обсуждение Украины и внешних врагов за последние годы всех достало, возникает отторжение. Широкую аудиторию в первую очередь волнует состояние социальной сферы, но об этом не говорят. Зрители ощущают контраст — между ТВ-информацией и тем, что они видят в своей жизни. В результате уровень доверия теленовостям сейчас рекордно низкий. Информационное перенапряжение вызывает желание вообще уйти от новостных тем, от политики — чтобы она никак не касалась. Поэтому, когда у Малахова обсуждают, кто у кого увел жену, люди смотрят: по крайней мере это забавно».
Тем не менее в последние годы телеящик как основной источник информации и развлечений для россиян сдает позиции, продолжает социолог. Люди стали гораздо меньше смотреть телевизор и больше времени проводить в интернете. Туда же уходят и рекламодатели. В первую очередь ТВ перестает быть актуальным для людей до 35 лет. Как показал недавний опрос ВЦИОМа, практически не смотрят телевизор 70% молодых россиян. Единственное, что их может заинтересовать на ТВ, — это спорт и развлекательный контент. Но телевизор и здесь уже отстает — в интернете можно найти гораздо больше интересного. Так что основная телеаудитория сейчас возрастная, ТВ постепенно превращается в развлечение для пенсионеров. И даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителей у экрана все сложнее.