Главная Культура 00:22 12 Августа 2022 15119
Ася вернулась

В повторный прокат выходит «полочный» шедевр Андрея Кончаловского

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с сайта kinopoisk.ru

В московском киноцентре «Октябрь» стартовала ретроспектива к 85-летию классика отечественного кино Андрея Кончаловского. Открыла киномарафон «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Черно-белая картина, снятая в 1967 году, но тогда же положенная на полку и впервые показанная зрителям только в перестроечные годы, выходит на экраны.

Для молодого режиссера Андрея Кончаловского «Ася Клячина» стала второй его работой. До этого он снял в Киргизии поэтичную и яростную картину «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Та лента принесла ему призы в Венеции, Риме и на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. Кроме того, в качестве сценариста Кончаловский успел к тому времени поработать с Тарковским над фильмами «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Так что периода ученичества у него, по сути, не было: в наше кино после окончания ВГИКа сразу пришел зрелый мастер.

Для своей второй картины Кончаловский выбрал сценарий Юрия Клепикова из деревенской жизни. История бескорыстной, жертвенной любви беременной хромоножки Аси Клячиной к непутевому и, в сущности, глубоко равнодушному к ней шоферу Степану, к удивлению многих, тронула душу горожанина и рафинированного эстета Кончаловского. Он загорелся этим замыслом, невзирая на скепсис ближнего круга и киношного начальства. Но когда дело дошло до выбора актеров, обнаружилось, что роли словно заранее расписаны на определенных исполнителей: эта — для Мордюковой, эта — для Рыбникова. А режиссер решил сломать стереотипы. По городам и весям были отправлены ассистенты с задачей найти на роли народные типажи.

В итоге в фильме оказались только две профессиональные актрисы: Ия Саввина, только что сыгравшая даму с собачкой в экранизации чеховского шедевра и согласившаяся поселиться на время новых съемок в деревенской избе, стать хромоножкой Асей, и неизменно органичная Любовь Соколова в одной из ролей второго плана. Да еще кинорежиссер Александр Сурин с внешностью записного ловеласа точно попал в образ Степана — первого парня на деревне, которому смертельно надоело женское внимание. Остальные роли не сыграли, а прожили на экране самые простые люди.

Всего в съемках, которые прошли в селе Кадницы Горьковской области, было занято более 40 непрофессиональных исполнителей. Суздальский электрик Геннадий Егорычев, сыгравший влюбленного в Асю горожанина Сашу Чиркунова; низкорослый, горбатенький председатель колхоза; беспалый, ставший на войне инвалидом бригадир; отсидевший 8 лет в ГУЛАГе дед Тихомир; механизаторы, работники тока, поварихи, солдаты близлежащей воинской части — все они стали украшением фильма.

Снимали их репортажно, в документальной манере — двумя-тремя камерами и с синхронным звуком. Они произносили свои собственные, выстраданные монологи и реплики: о любви, о пережитой войне, о лагерной жизни. Все это как бы отодвинуло на второй план мелодраматические перипетии сюжета и принесло на экран доселе невиданную в нашем кино, не отлакированную стихию народной жизни. Тяжелый труд от зари до зари, убогие вагончики, в которых люди ютятся во время жатвы, черные от пота и грязи майки, непричесанный, ядреный людской говор — все это было на экране внове.

«Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи, — вспоминал впоследствии Андрей Сергеевич. — Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию. Потому Смоктуновский на премьере в ленинградском Доме кино прямо на сцене встал передо мной на колени. Потому со Шкловским на просмотре в момент сцены похорон деда случился сердечный приступ. Потому же картину и запретили».

На дворе стоял 1967-й, год 50-летия Октября. В искусстве к этой дате устроили форменную чистку. Искали крамолу даже там, где она не ночевала. В 1966-м запретили «Скверный анекдот» Алова и Наумова по рассказу Достоевского. В 1967-м положили на полку «Комиссара» Аскольдова и остановили запуск «Агонии» в постановке Элема Климова. В 1968-м невинной жертвой пала «Интервенция» Геннадия Полоки, потом наступил черед «Проверок на дорогах» Алексея Германа...

Начались бесконечные придирки и по отношению к бедной «Асе». Дескать, почему на экране все герои — уроды? Один горбатый, другой беспалый, а героиня хромая? Неужели в светлой советской яви нет здоровых, красивых людей? Из Чехословакии тем временем веяло дыханием Пражской весны. Тогдашний председатель КГБ Семичастный сказал как отрезал: «Асю Клячину» мог сделать только агент ЦРУ«. Лента была недолго показана в изрезанном виде под глумливым названием «Асино счастье», затем прочно легла на полку.

«Мою картину критика не уничтожила, и общественное мнение не уничтожило, — писал по этому поводу Кончаловский. — Ее запретила власть. И я был в эйфории, потому что я стал диссидентом на время. Я не страдал абсолютно. Когда ты запрещенный художник, все на тебя смотрят с уважением. Все же понимают, что это такое...»

Подлинная премьера «Аси» в авторском варианте состоялась только через 20 лет, в перестроечном 1987 году. Вернула ей права гражданства Конфликтная комиссия Союза кинематографистов СССР, которую возглавил киновед Андрей Плахов. Вышедшая на экраны «Ася Клячина» триумфально победила на Всесоюзном кинофестивале в Баку, завоевала две «Ники» (за лучшую режиссуру и лучший сценарий), получила спецприз на фестивале авторского кино в итальянском Пезаро. А в 1990-м создатели фильма были удостоены Госпремии РСФСР.

«Грустно, конечно, что фильм поздно вышел, через 20 лет. Он еще тогда прямо сразу обошел бы все экраны мира. Я уверена в этом», — говорила в то время исполнительница главной роли Ия Саввина, которая очень любила свою грешную и святую хромоножку Асю. Актриса, правда, позже отказалась сниматься в фильме Кончаловского «Курочка Ряба» — своеобразном продолжении «Аси Клячиной», сочтя едкий, эксцентричный сценарий клеветой на русский народ. Вместо Саввиной в фильме снялась отважная Инна Чурикова. Но это, впрочем, тема для отдельного сюжета.

Вместо послесловия

К сегодняшнему дню на счету Кончаловского около четырех десятков фильмов, игровых и документальных, десятки спектаклей, драматических и оперных, поставленных им по всему миру. К своим 85 годам он словно прожил три жизни: снимал кино в СССР, потом в Америке, куда эмигрировал в 1980 году, потом в постсоветской России, куда вернулся после падения коммунистического режима. Лавры диссидента его больше не прельщают. Он вполне лоялен к нынешней российской власти. Она платит ему взаимностью — его фильмы неизменно получают поддержку у государства и аффилированных с ним структур и фигур. Так, бюджет его фильма «Щелкунчик и Крысиный король» составил более 90 млн долларов, которые в казну не вернулись. За последние десятилетия Кончаловский трижды получал престижные призы на Венецианском фестивале, его фильмы трижды выдвигались от России на «Оскар». Но многие критики до сих пор считают скромную черно-белую «Асю Клячину» его главной и лучшей картиной.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 32945
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7917
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4854
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4626
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4463
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3986
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...