На телеканале «Россия» кипят страсти вокруг шоу «Танцы со звездами». Один из его участников — актер Дмитрий Лысенков. Зрителям он знаком по многочисленным сериалам и фильмам — таким как «Шторм», «Бедные люди», «Домашний арест», «Белая гвардия», «Сталинград», «Союз Спасения». В своем родном Санкт-Петербурге Дмитрий больше 10 лет был ведущим актером Александринского театра, в спектаклях Валерия Фокина играл Гамлета, Хлестакова, Арбенина. Но прошлым летом актер переехал в Москву. О метаморфозах в своей творческой жизни Дмитрий рассказал «Труду».
— Что для вас на проекте «Танцы со звездами» оказалось самым сложным?
— Я человек скрупулезный, мне непросто существовать в ситуации вечного телевизионного аврала, когда очень часто все делается в последний момент, а костюмы приносят за час до прямого эфира. Само же по себе разучивание танцев — задача хоть и сложная, но выполнимая. Проблема лишь в катастрофической нехватке времени, ведь спектакли и съемки никто не отменял. За первый свой номер мы с моей партнершей получили высокие оценки, потому что репетировали его на новогодних каникулах, когда я был свободен от своей основной работы.
— Члены жюри иногда высказываются довольно жестко. Не обижаетесь?
— Нисколько, ведь обычно их слова справедливы. К тому же они сами часто расходятся во мнениях, спорят, и кто-то при этом обязательно оказывается на твоей стороне. Мне лестно, что на меня смотрят и дают советы такие профессионалы, как Николай Цискаридзе или Егор Дружинин.
Еще одна приятная сторона «Танцев со звездами» — знакомство с интересными людьми из тех сфер, с которыми я в обычной жизни не соприкасаюсь: хореографами, танцовщиками, даже рэпером. С моей партнершей, трехкратной чемпионкой мира по латиноамериканским танцам Олей Николаевой, мне очень повезло — у нас вполне бесконфликтное существование. Хотя не знаю, как она меня терпит: в работе я малоприятный человек.
— Понятно, что ваши дочки болеют за вас. Не появилось желание отдать их учиться танцам?
— Да, шоу им очень нравится. Все собираюсь записать видео, как они танцуют под ту же музыку, что и я. Танцами обе уже занимались, но надолго им терпения не хватило. Не вижу тут ничего плохого, у дочерей такой возраст, девять и пять лет, когда менять увлечения даже полезно. В любом случае заставлять девочек заниматься чем-либо против их воли я не буду.
Дмитрий — отец танцующего семейства
— Насколько велико ваше желание победить в «Танцах со звездами»? А вдруг проиграете?
— Я осознаю, что на этой программе в танцевальном отношении есть претенденты гораздо сильнее. Поэтому для меня это не столько соревнование, сколько именно шоу, спектакль, который я должен сыграть. Стараюсь сделать это как можно лучше.
— Должна заметить, у вас это получается настолько хорошо, что, наверное, вы и в мюзиклах могли бы выступать.
— Я пробовал себя в этом жанре и скажу, что петь и танцевать одновременно — очень тяжелый труд. Кстати, моим дипломным спектаклем в вузе был именно мюзикл «Кабаре». А еще когда Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии совместно с компанией Disney сделали спектакль «Аладдин», я играл там Джинна. Роль меня увлекла еще и потому, что постановка была создана по мотивам одного из любимейших с детства мультфильмов. Но всегда на память приходят слова Эндрю Ллойда Уэббера: «В мюзикле не должно быть звезд, потому что сам мюзикл — звезда». А я человек тщеславный и не очень хочу быть просто винтиком команды. Наверное, поэтому мне все-таки ближе драматический театр.
— А может быть, навыки, полученные в «Танцах со звездами», пригодятся в кино? Помните, как потрясающе с помощью пластики передавал образ героя тот же Андрей Миронов...
— Да, я с удовольствием смотрю музыкальные фильмы, сделанные в СССР, и многими зрителями они до сих пор любимы. И все-таки не покидает ощущение, что время их решительно ушло. Впрочем, бывает, мода возвращается? Тогда я бы с удовольствием попробовал себя и в этом жанре.
— Вы в театре играете много классики. Не скучаете по ней в кино?
— Современные отечественные экранизации и адаптации, как и исторические фильмы, мне не кажутся особенно удачными. По-моему, современное кино гораздо лучше рассказывает истории сегодняшнего дня. Например, мне нравится юмор сериалов «Бедные люди» и «Домашний арест», в которых сам играл. Но все-таки надеюсь, что мои главные удачи в кино еще впереди.
— Пару лет назад вы говорили, что актеров на ключевые кинороли ищут в первую очередь в Москве. После того как сами переехали в столицу, количество предложений сниматься увеличилось?
— Тут скорее обратная связь: я и живу здесь потому, что в последнее время предложений стало поступать много. Возможно, это связано с моим уходом из Александринского театра, после которого режиссеры и кастинг-директора поняли, что теперь я могу больше внимания уделять кино. И потом, сериалы, в которых я снимался — «Домашний арест», «Шторм», «ИП Пирогова», — стали успешными, получили различные премии, и я вместе с остальными актерами, игравшими в них, оказался в зоне повышенного внимания. Поскольку львиная доля проектов создается в столице, а я не могу жить в отрыве от семьи, я перевез ее сюда. И пусть у нас здесь пока съемная квартира, но я хотя бы вижусь с детьми.
— Вы ведь и в коммуналке когда-то жили?
— Ну да, в детстве какое-то время, а потом два года после института. Между прочим, интересный опыт, персонажи в квартире жили весьма экзотичные. Например, дворник, вернувшийся после отсидки за то, что пырнул ножом бабушку-сталинистку. Бабушка выжила, и при мне они спорили из-за того, кому убирать общий коридор...
Спектакль «Преступление и наказание» петербургского театра «Приют комедиантов» с Дмитрием Лысенковым в роли Раскольникова завоевал в конце 2020 года главную театральную премию страны
— Что и говорить, интересные наблюдения для актера, играющего Раскольникова в спектакле Константина Богомолова... Кстати, я знаю, что в Москве готовится новая постановка с вашим участием. Опять классика?
— Да, с режиссером Данилом Чащиным на Малой сцене Театра Наций репетирую Федю Протасова в «Живом трупе». Поскольку я теперь артист не штатный, а приглашенный, то имею возможность выбирать роли. Конечно, когда мне Виктор Рыжаков предлагает на сцене «Современника» играть с Мариной Нееловой, я готов и на неглавную роль. Хотя все-таки образ моего персонажа Николая в спектакле «Собрание сочинений», куда я недавно ввелся, — один из ключевых.
Ради сценического дуэта с Мариной Нееловой Лысенков согласен и на не главную роль
— Насколько сильно вы зависимы от партнеров по сцене и по съемочной площадке?
— Чем они лучше, тем легче играть. Но ситуации бывают разные, и я в театре научился работать и за себя, и за партнера, представлять, какие эмоции должны от него исходить, и от этого отталкиваться. В кино так тоже часто приходится делать, ведь иногда во время монолога ты партнера даже не видишь — например, он скрыт от тебя аппаратурой и только подает реплики. И при этом все равно надо изобразить, что ты смотришь в глаза любимой. Вообще я бы сказал, что лучший партнер — тот, кто способен чувствовать. Не каждому это дано. А в кино из-за желания продюсеров сэкономить на всем, на чем можно и нельзя, в кадре подчас оказываются вовсе не профессиональные люди, совершенно «деревянные», не знающие, куда смотреть, и страшно наигрывающие. В голливудских сериалах такого не увидишь, а у нас, увы, сплошь и рядом.
— Отклики про себя в интернете читаете?
— Нет, даже не очень хорошо представляю себе, где их искать. А вот критические статьи на свои спектакли не оставляю без внимания. Мне важно узнать, какими их люди увидели, что они из этой постановки вынесли. Или, напротив, что мне надо туда привнести. В конце концов, я ведь не вижу спектакль со стороны, и поэтому мнение серьезного стороннего зрителя важно.
— Дмитрий, у вас находится время посидеть перед телевизором?
— Телевизора у нас дома вообще нет, мы все смотрим только через интернет, в основном на платных платформах, потому что пиратские копии фильмов я принципиально не поддерживаю. Из последнего, что удалось увидеть, мне понравились «Чики» и «Эпидемия». На нее я, кстати, сам отсылал пробы, но не уверен, что режиссер их видел. В итоге роль, которую я хотел получить, сыграл Саша Яценко. Между прочим, его и прежде уже утверждали на роли, на которые я пробовался. В первый раз это случилось в фильме Балабанова «Мне не больно».
— Выходит, не всегда получается сыграть то, что хочется? Что бы вы пожелали себе как актеру?
— Побольше хороших ролей в кино, причем в самом широком диапазоне. С одной стороны, было бы здорово сыграть злодея, но не какого-то мелкого, а, что называется, вселенского масштаба. Развернуться в этой роли как следует! С другой — для меня очень заманчив образ человека с твердым внутренним стержнем — таких воплощали на экране Алексей Баталов или Олег Янковский. Я, конечно, не претендую быть, как они, все-таки у этих актеров иной типаж — таких красавцев-мужчин. А вот образ человека с убеждениями, но в какой-то мере не от мира сего, который был близок Иннокентию Смоктуновскому, мне очень интересно примерить на себя.
Мечтаю сняться в социальном фильме — таком, как, например, «Дурак» Юрия Быкова. Мне кажется, на подобные картины сейчас есть запрос. Не все же шутить — стоит поговорить о жизни серьезно. Не думаю, что искусство может изменить что-то в окружающем мире, но правдиво отражать его оно все-таки должно.