В Новом Иерусалиме прошел один из самых заметных фестивалей на пленэре «Лето. Музыка. Музей», традиционно организуемый музеем «Новый Иерусалим» и Московской областной филармонией под президентством народного артиста России Максима Дунаевского. В этом году праздник был посвящен сюжетам и именам, связанным со знаменитыми Дягилевскими сезонами начала ХХ века. Композиции Стравинского, Бородина, Мусоргского, Сибелиуса, Прокофьева и Равеля исполнили лучшие коллективы — Госоркестр России имени Светланова, оркестр Большого театра и Российский национальный оркестр. За дирижерским пультом побывали Дмитрий Юровский, Клеман Нонсье и Дмитрий Лисс.
Всегда яркий музыкальный опенэйр в Русской Палестине в этом году заиграл всеми красками модерна. Особенно когда во втором отделении концерта открытия зазвучала прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси, а на кулисах и заднике сцены появилась знаменитая театральная иллюстрация Леона Бакста с играющим на свирели богом Паном, написанная специально для премьеры балета с Вацлавом Нижинским в Париже 1912 года. «Фавн» сменился «колокольно-фольклорной» сюитой из балета «Жар-Птица» Игоря Стравинского. Премьера в хореографии Михаила Фокина и оформлении Бакста и Головина проходила на сцене парижской «Гранд-опера» в июне 1910-го. Либретто и музыка создавались по заказу знаменитого импресарио специально для парижской премьеры, так что сюжет из народных сказок оказался не лишенным абсурдистской иронии. Иван-царевич отправляется освобождать красавиц-царевен в Кащеев замок, по дороге ловит девицу Жар-Птицу, та, чтобы избавиться от крепких объятий доброго молодца, дарит ему волшебное огненное перо. О подарке надолго забывают и водят хороводы с Царевной Ненаглядной Красой под носом у ничего не подозревающего Кащея, но, когда старик просыпается и пытается превратить Ивана в камень, тот вспоминает о Жар-Птице. Она прилетает, чудовищ ослепляет, а чертенят заставляет плясать до упаду. Когда они наконец падают, поет им зачем-то колыбельную... Впрочем, ответом на все иронические «зачем» служит музыка, и впрямь сказочно красивая.
Как рассказал художественный руководитель фестиваля, дирижер Дмитрий Юровский, все его программы этого года связаны с «Русскими сезонами», задавшими тренд на русскую культуру во всем мире.
— Юбилеи композиторов Римского-Корсакова и Мусоргского, танцовщика и хореографа Нижинского, художников Бакста и Рериха, и, конечно, самого Дягилева дают возможность зрителю погрузиться в атмосферу рубежа XIX-XX веков — одной из самых творческих эпох в истории.
Открывая вечер, Госоркестр и верный друг фестиваля, прославленный пианист Николай Луганский исполнили Первый концерт Чайковского — монументальное, мегапопулярное произведение, не просто принадлежащее к шедеврам русской музыки, но, без преувеличения, ставшее одним из символов самой России.
— Когда кончается вступление, написанное в ре-бемоль мажоре, «тональности любви», начинает звучать совсем иная музыка — утонченная, изысканная, прихотливая, похожая на стенограмму душевных движений тонкого, ранимого, способного по несколько раз в день переходить от грусти к радости человека. Рояль— протагонист лирического героя, а оркестр его то утешает, то ввергает в отчаяние, — рассказал ведущий вечеров «Лета. Музыки. Музея» Ярослав Тимофеев.
Он напомнил, что Первый концерт сочинялся Чайковским долго и трудно, но главное испытание ожидало композитора в рождественский вечер 1874 года, когда он решился показать свое произведение лучшему московскому пианисту, своему другу Николаю Рубинштейну. Николай Григорьевич раскритиковал концерт в пух и прах, сказав, что здесь нужно все переписать. Чайковский разозлился и уверил, что не изменит ни одной ноты. В итоге премьера состоялась в американском Бостоне на месяц раньше, чем в России, а произведение получило посвящение его первому исполнителю Гансу фон Бюлову. Так сама судьба определила этой партитуре быть пробным камнем для наиболее выдающихся музыкантов и неизменным участником программы авторитетнейших исполнительских конкурсов.
Кульминацией фестиваля стали два дня выступлений Большого театра, посвященных 180-летию Николая Андреевича Римского-Корсакова. Блистательный ансамбль солистов оперной труппы, хор и оркестр под управлением Дмитрия Лисса представили панораму творчества композитора, куда вошли фрагменты из опер «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Млада», «Ночь перед Рождеством», а также симфоническая сюита «Шехеразада» и «Испанское каприччо». Все дни фестиваля на сцену выходили именитые музыканты — помимо названных, это скрипач Павел Милюков, а также совсем молодые солисты, только начинающие свой путь в искусстве.