Большинству из них хорошо подошел бы слоган «Красиво жить не запретишь». Смотреть на загоревших юношей и девушек, кочующих из одной страны в другую, на холеных дамочек, поучающих, как выбирать выигрышный прикид, и на дорогие «тачки» куда приятнее, чем на лоснящихся от самодовольства народных заступников, требующих введения продовольственных карточек.
О самом популярном виде досуга вообще существует множество афоризмов, начисто лишенных восторга. Ну, например. Комик Фред Аллен: «Телевидение — это когда люди, которым нечего делать, смотрят на людей, которые ничего не умеют делать». Сценарист, трижды лауреат «Оскара» Пэдди Чаефски: «Телевидение — это демократия в ее самом неприглядном виде». Писатель Роберт Орбен: «Согласно последним научным данным, чем выше уровень интеллекта, тем меньше человек смотрит ТВ. По-моему, все наоборот: чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень твоего интеллекта». Философ Маршалл Маклюэн: «Воспитывать — значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению».
Хотя, случалось, умные люди оценивали ТВ и с известной долей позитива. Архиепископ Генрик Ягодзиньский: «Телевидение приблизило к нам вплотную мир, который заслоняет от нас телевизор». Это уже вроде как про лайфстайл. Или вот еще: «Современные средства информации хороши тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе». Как при этих словах канадского педагога Лоуренса Питера не вспомнить политические ток-шоу?
Ну хорошо, бывает, телеведущие учат нас готовить не осетрину с лобстерами, а, скажем, простенькие блюда на основе молочных изделий российского производства. Но молочка молочке рознь. Вряд ли Юля Высоцкая станет кормить знаменитого мужа-режиссера творогом из дешевого сетевого магазина, где отовариваются большинство из нас. Еще «дебилизатор» дает прекрасную возможность выплеснуть накопившееся раздражение. Для 17,8 млн россиян, официально признанных бедными, а также 36 млн, обладающих статусом «с риском бедности» (то есть живущих вполне прилично, но фатально закредитованных) он является тем же, чем для японских офисных служащих точные силиконовые копии их боссов. Если совсем работа достанет, подойдешь, вмажешь по мерзкой косоглазой физиономии — и успокоишься.
Свежий образец. Недавнюю церемонию вручения премии музыкального канала, где количество фриков превзошло даже «Евровидение», уже неделю активно обсуждают на радио и ТВ. Телефоны студий разрываются от звонков зрителей и слушателей. Их объединяет ненависть не только к виновникам случившегося скандала, но и ко всей звездной тусовке. Притом что «Муз-ТВ» с его мизерной аудиторией они в гробу видали. А еще из интонаций и слов дозвонившихся чувствовалось, насколько давно они раскусили истинную суть нашей попсы, и вот теперь их догадки подтвердились. Кого-то из них удивила «гей-свадьба» Киркорова, сопровождающие его мужики в женских платьях, хамство Моргенштерна или «милые» чудачества ведущих? Отнюдь. Они лишь испытали кайф от сознания собственной правоты.
Впрочем, телевидение зрителей нищебродами не считает. И предлагает лайфстайл определенного уровня вовсе не для того, чтобы утешить неимущих или предоставить им возможность психологической разгрузки, а в уверенности, что он найдет своего адепта. Иначе вряд ли ему удалось бы убедить трейдеров дать рекламу элитных машин или французской косметики.
Вот и тема выпуска программы «Отражение» на вполне себе демократичном канале ОТР носила символическое название: «Бедные или прибедняемся?». Тезисы известные. Мы ноем-ноем, жалуемся, а дворы забиты дорогими иномарками, недвижимость в элитных домах сметается и т. д. Или вот отдельно взятая бабушка. При небольшой пенсии еле сводит концы с концами, но при этом является владелицей огромной квартиры в центре Москвы, продав которую могла бы весь остаток жизни провести в роскоши. Она нищая или как? Спор в студии не привел ни к какому итогу. Сошлись на банальном: трудом праведным не выстроишь палат каменных, а сытый голодного не разумеет.
Пропасть, разделяющую последних, пытается показать канал «Ю» в реалити «Обмен домами», где семьи решают махнуться местами обитания. В одном из выпусков, например, супруги из глухой деревни на три дня оказываются в апартаментах в «Москва-Сити», а их владельцы отправляются в покосившуюся избу. Зрители давно подлавливали эту программу на обмане. Герои в ней иногда явно ненатуральные. Трудно сказать, насколько это зрелище увлекательно, но как раз в силу своей выдуманности оно наглядно демонстрирует стереотипные представления телевизионщиков о разных социальных слоях. Грубо говоря, у бедных лайфстайл — это замызганный стульчак в дощатом сортире, а у богатых — шубохранилище. Своим же зрителям, как говорил поручик Ржевский, ТВ предлагает что-нибудь «между».