Главная Культура 00:24 10 Октября 2014 3820
«Когда я родился, отца уже расстреляли...»

Александр Збруев - о новой роли в кино, о друзьях молодости и об отце, которого никогда не видел

Елена Ищенко

На этой неделе в прокат выходит «Кино про Алексеева» — лирическая комедия о барде, который подавал надежды в 60-е, а ныне торгует картошкой на проезжей трассе. Главную роль в картине исполнил Александр Збруев. Накануне премьеры он рассказал корреспонденту «Труда» об актерах, которые повторили судьбу его героя, вспомнил Тарковского и Аксенова...

— Вы не снимались в кино почти 10 лет. Почему?

— У меня есть родной дом — это театр. Потому я совершенно не жалею, что за 10 лет не отметился ни в одном фильме. Мне предлагали сниматься, но мне не нравились сценарии, роли, режиссеры. Было два-три предложения, от которых пришлось отказаться по иным причинам, о чем я потом немного сожалел. Но вряд ли эти съемки кардинально изменили бы мою жизнь. Я довольно равнодушен к кинематографу, он существует для меня где-то сбоку.

— А что вас тогда зацепило в «Кино про Алексеева», из-за чего вы прервали столь продолжительную паузу?

— Я познакомился с замечательным режиссером Михаилом Сегалом. У него свое — и очень кинематографичное — видение вещей, широкий взгляд на жизнь. Актер — это всегда второе, третье, четвертое: Прежде всего — режиссер и драматургия. К сожалению, сейчас складывается по-другому. Вот едем мы с театром на гастроли. Едет Чурикова, Соколов, Збруев. Играем спектакль, 2 тысячи мест, зал полный. Но приходит публика зачастую не на спектакль, а будто в зоопарк. О, Чурикова! Как она изменилась! А должна звучать режиссерская индивидуальность. Если у артиста роль получается — это режиссер, не получается — тоже он. Так что можно и по 10 лет не сниматься, пока не найдешь своего режиссера.

— Но дело, наверное, не только в личности режиссера, но и в теме. Бард, чье слово ловили в те самые 60-е, теперь на обочине жизни в прямом и переносном смысле. Вас это проняло?

— Да, эта тема сильно меня волнует. Многие творческие люди, пусть не всегда талантливые, именно так заканчивают свою жизнь — на обочине. Их туда выбрасывает по многим обстоятельствам. Я знаю об этом не понаслышке, на примере моих друзей и товарищей. И надеюсь, этот фильм — про всех, кто оказался забыт и выброшен. Хотя если бы я был продюсером «Кино про Алексеева», то посвятил бы его Мише Кононову.

— Почему именно ему?

— Я хорошо знаю Михаила, знаю, как он блестяще начинал, как потрясающе играл во многих картинах — «Начальник Чукотки», «В огне брода нет»: Он был студентом одного из лучших курсов Исидора Анненского, вместе с ним учились Олег Даль, Миша Соломин, Виктор Павлов. Кононов — дорогой мне человек, я видел, как он преобразился в последние годы. Как-то включил телевизор — показывают Мишу. Я ужаснулся, каким он стал, как разговаривает: А все из-за этой проклятой картошки, которую он был вынужден продавать, уехав в деревню. Этот зигзаг — не только от него, но и от людей, которые его окружали и забыли, отошли в сторону. Иногда мы возносим кого-то до небес, а рядом, в тени, терпит бедствие родственная судьба.

— Этот фильм и про 60-е, и про шестидесятников, о которых так много говорили, что, похоже, устали...

— Когда говорят о 60-х, я тут же вспоминаю Васю Аксенова. Мы снимались с Олегом Далем, Андрюшей Мироновым в фильме «Мой младший брат» по его сценарию и называли его просто: папа Вася. Помню, встретил его в Доме кино, спросил что-то, а он говорит: «Собираюсь уезжать» (Аксенов уехал из СССР в 1980-м году. — «Труд»).

С эпохой оттепели связано и одно совсем личное откровение. Я не знал своего отца, поскольку родился, когда его расстреляли. И вот во мне появилось желание узнать, за что и почему он пропал. А меня уже стали узнавать на улицах, и удалось попасть в учреждение, где можно было увидеть документы про отца. Я пришел. Вышел человек в форме, дал папку с грифом и сказал, что было трудное время и в этих документах, может быть, что-то меня смутит: такая была эпоха. Я сел, стал читать. Я видел почерк следователя, почерк отца, приговор на расстрел, который вынесли за 15 минут трое человек. Я человек сдержанный, а тут разрыдался.

Все это оттуда, из 60-х. И песни тоже. Я сейчас ехал с водителем, и он заговорил о Высоцком, но тут же уточнил, что ему больше нравится Окуджава. А я люблю их обоих, хоть они абсолютно разные. Высоцкий берет энергией, а Окуджава — тихим словом. Одного больше слушали, а другого читали. Но у обоих схвачено время. Вот что такое 60-е...

— Одна из эпизодических, но ключевых ролей в фильме отведена Андрею Тарковскому. Вы были с ним знакомы?

— Что я могу сказать о Тарковском... В свое время в «Ленкоме», где я давно работаю, Тарковский ставил «Гамлета». Помню, находиться у него на репетициях было большим испытанием. Никто не понимал, о чем он говорит и чего хочет. Вдруг как скажет: здесь обязательно должна скрипнуть дверь и закричать петух. А ему говорят: «Ну петуха-то нет». Гамлета играл Солоницын, и во время одного из спектаклей с него слетел парик. В тот момент мне стало страшно за имя Тарковского.

— Алексеев в фильме постоянно говорит про любовь. Может, у вас есть свое определение?

— Любовь, а что такое любовь?.. Нет, мне не хочется повторять слова из фильма. Если человек лишен этого чувства, он бедный, обездоленный. Мы не говорим о многих вещах, мы научились скрывать то, что в нас существует. А в нас есть все — и хорошее, и плохое. И любовь, обязательно любовь. Но все чаще она спрятана очень глубоко. Наши улыбки бывают балетные, фальшивые. А иногда не нужно улыбаться — достаточно всего лишь заглянуть в глаза. Но мы научились жить в броне.

 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5267
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4321
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...