Рейтинговое агентство НРА зафиксировало снижение продаж водки в первом полугодии 2021-го на 4% от прошлогоднего и на 3% — в сравнении с январем — июнем 2019 года. О том, что это не случайные цифры, а тенденция, сообщает исследовательская компания GfK, отслеживающая покупки около 20 тысяч российских домохозяйств. По ее данным, с начала года доля семей, которые хотя бы раз за полугодие покупала водку в официальной торговле, составила 32%, а до пандемии этот показатель был равен 35%.
Одной из причин называют подорожание злодейки с наклейкой в легальной торговой сети, а один из крупнейших производителей — компания Татспиртпром заявила о росте его себестоимости. «Мы стараемся выдерживать рост себестоимости, где около 80% составляет акциз, — говорит гендиректор Руслан Максудов. — И не транслировать его в конечную цену, потому что потребитель сейчас слишком чувствителен к цене...»
Но еще с прошлого года, до начала пандемии, стараниями Минфина крепкий алкоголь в стране снова подорожал: минимальная розничная цена «беленькой» объемом 0,5 л подросла на 7%, или до 230 рублей, коньяка — сразу на 11%, с 388 рублей до 433. В министерстве и позже не услышали обращение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), направлявшего на имя премьер-министра Михаила Мишустина письмо с просьбой заморозить ставку акциза на все категории алкогольной продукции до 2022 года. Предприниматели предупреждали: увеличение акциза ведет к повышению конечной стоимости продукта без учета реальных возможностей покупателя. Результат: на фоне падения доходов населения деньги от продажи спиртного идут мимо кассы, на рынок нелегального алкоголя, доля которого, по оценкам президента Союза производителей алкогольной продукции Игоря Косарева, уже достигает 30%.
Этого следовало ожидать. Исследовательская компания Nielsen зафиксировала, что весной 2020-го в России высокими темпами начало расти самогоноварение. О чем свидетельствовали кратно увеличивавшиеся объемы продаж ингредиентов и устройств для изготовления алкоголя в домашних условиях. Интернет-сервис «Яндекс.Маркет» подтвердил: интерес россиян к покупке самогонных аппаратов в апреле-2020 вырос вдвое за год. А у онлайн-ретейлера Ozon спрос на аппараты за девять месяцев вырос в 13 раз, а спрос на дистилляторы — более чем в четыре раза. Так что нынешний обильный урожай яблок на приусадебных участках и пригородных дачах россиян теперь перерабатывается в кальвадос аппаратами, приобретенными еще в начале пандемии. И теряющий налоговые доходы Минфин пожинает плоды собственной фискальной политики.
А ведь эксперты алкогольного рынка неоднократно предупреждали чиновников: на этом рынке недостаточно считать объемы винно-водочной торговли. Куда важнее другой показатель: какая доля выпитого алкоголя приобретена в официальной торговой сети, а какая поступила из «других источников». И пора понять, что знаменитое «русское пьянство» в стране фактически было побеждено еще в прошлом десятилетии, когда потребление алкоголя снизилось на 40%, а встретить на улицах настоящего алкаша стало редкостью. Главный нарколог Москвы Евгений Брюн даже заявляет о 40% снижения в столице числа пациентов, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголя. «Также наблюдается стратегическая тенденция по снижению новых случаев наркологических заболеваний, связанных с употреблением алкоголя», — говорит Брюн.
Так что нынешнее падение выпуска в России легального алкоголя (в августе — на 11,8%) говорит не о победе общества над пьянством, а лишь об экономическом проигрыше финансовых властей «личному бизнесу» российских умельцев. Которые, разумеется, совсем пить не бросят, но веселиться предпочтут с бокалами, наполненными напитками домашней выработки.