Главная Культура 00:04 10 Сентября 2021 12466
«Петровы в гриппе»: кино на грани нервного срыва

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном берегу, пусть и год спустя. Тем временем некие черные силы выкрали рабочую копию фильма и слили в Сеть. Это могло поставить крест на фестивальной судьбе картины. Но в Каннах пренебрегли «засветкой» фильма в публичном пространстве, и премьера «Петровых» состоялась-таки минувшим летом на главном мировом кинористалище.

Триумфа, правда, не случилось. Фильм остался без призов жюри, хотя фестивальная публика приняла картину достаточно горячо. А эксперты Высшей технической комиссии Каннского фестиваля отметили своей наградой мастерство оператора Владислава Опельянца, который раньше снимал с Михалковым («Предстояние», «Цитадель», «Солнечный удар»), а тут стал полноправным соавтором опального режиссера, которому российские власти не разрешили выезд в Канны на премьеру. Но Серебренников пообщался с фестивальной прессой по видеосвязи.

Бывший худрук Гоголь-центра давно известен своей приверженностью русской классике. Многие его спектакли и фильмы вдохновлены произведениями Пушкина, Гоголя, Островского, Гончарова, Булгакова... В основе фильма «Петровы в гриппе» — тоже книга. На сей раз принадлежащая перу уральского писателя Алексея Сальникова. Она была впервые опубликована в 2016 году. За пять минувших лет роман, переведенный на иностранные языки, удостоенный премий «Национальный бестселлер» и «Нос», тоже успел стать классикой. Классикой современной литературы.

Удивительно, но Серебренников, известный своим рисковым умением «перелицовывать» канонические тексты, здесь сполна доверился писателю. И пошел за ним буквально следом, перенося на экран практически в полном объеме ветвистые сюжетные линии и фантасмагорические перипетии романа. Но при этом сохраняя свой стиль и создавая на экране свою художественную Вселенную. Это полноправный авторский фильм режиссера, может быть, самый цельный из им снятых. Но и самый трудный для зрительского восприятия. Особенно для тех, кто книгу не читал. Что не отменяет того отрадного факта, что «Петровы в гриппе» уже проданы в 30 стран мира. Что ждет фильм на родине — предрекать не берусь. Всегда могут найтись люди, готовые оскорбиться увиденным на экране.

В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров (актер и режиссер Сергей Серзин), который с температурой 39,5 бродит-колобродит по выстуженному предновогоднему городу. В романе Сальникова это был родной для него Екатеринбург, что вносило в повествование элегическую ноту, согревало даже самые жесткие страницы книги мягкой авторской интонацией, неназойливым юмором. В суровом, неулыбчивом фильме Серебренникова — это безымянный город-призрак, утонувший в темени и снежной каше, испещренный надписями на утлых стенах домов, населенный монструозными людьми в серых одеждах и с серыми лицами.

Изображение, выстроенное то в темных, то в воспаленных зеленовато-красных тонах (снимали по ночам, днем Серебренников присутствовал на заседаниях суда по сфабрикованному делу «Седьмой студии»), отдает сразу и Кафкой, и Босхом, и серией Гойи «Капричос». А из кино-источников на ум приходят поздне-советский пророческий шедевр Киры Муратовой «Астенический синдром», в котором люди засыпали на ходу, и мрачная антиутопия Алексея Германа «Трудно быть богом», вроде опрокинутая в фантастическое прошлое, но повествующая о насущном, о сегодняшнем, когда на смену серым могут вот-вот прийти черные...

Шокирует уже первая сцена «Петровых»: набитый озлобленным народом автобус, где кто-то изрыгает проклятия в адрес Ельцина и Горбачева, кто-то обвиняет во всех несчастьях евреев и таджиков, а сидящий в первых рядах ветхий дедушка интересуется у стоящей рядом девочки, сколько ей лет. Узнав, что девять, со скабрезной радостью сообщает той, что в Афганистане она была бы уже замужем, ублажала мужа, а то еще и любовника. Старичку заслуженно дадут по сусалам, а за окном автобуса в это время некие вооруженные люди будут деловито расстреливать других людей.

Что это — сгустившаяся реальность девяностых (нулевых?) годов, к которым вроде бы визуально привязан фильм, или это галлюцинация, больные видения гриппозного Петрова? Фильм не дает внятного ответа ни в этой, ни в других сценах. Он специально так задуман, чтобы нельзя было сходу отличить, где явь, а где страшный сон. Где жуткая обыденность, а где фантазии Петрова, который в свободное время рисует комиксы и, стало быть, не лишен творческого воображения. Где лирические воспоминания главного героя о советском детстве с врезавшимся ему в память походом в ДК на новогоднюю елку, а где схожие переживания его гриппующего сына, который скоропостижно исцеляется благодаря завалявшейся в кармане Петрова таблетке аспирина 1977 года производства.

Впрочем, назвать главным героем Петрова, безвольного созерцателя, болтающегося по жизни, как известная субстанция в проруби, было бы неосмотрительным шагом. Ибо на внимание зрителей в той же мере претендуют и странный друг Петрова по имени Аид (Юрий Колокольников), с которым они квасят в катафалке над гробом неизвестного усопшего. И жена Петрова с татарским именем Нурлыниса (Чулпан Хаматова), на которую временами накатывают приступы злобной агрессии, и она готова полоснуть ножом даже родного человека. И бездарный, но амбициозный писатель (Иван Дорн), который стреляется, чтобы привлечь внимание к своей книге. И актриса-Снегурочка на новогоднем балу (Юлия Пересильд), у которой окажутся не только ледяные руки, но и дар мысленно раздевать мужчин и видеть их во всей телесной наготе, и...

И еще десятки персонажей этого пестрого, громоздкого, избыточно продолжительного (145 минут) фильма-коллажа, фильма-фрески. Один только Тимофей Трибунцев предстанет на экране в разных личинах раз семь, в том числе и в образе престарелой актрисы ТЮЗа с сигаретой во рту и кокетливо откляченным задом. А еще в фильме найдется место для Сергея Дрейдена, со знанием дела изобразившего старого советского поэта, для Юлии Ауг, сочно сыгравшей хабалку-вахтершу, для литературного критика Анны Наринской и кинокритика Любови Аркус, сыгравших эпизодические роли не хуже матерых актрис. Наконец, для рэпера Хаски — он престал в образе того самого мертвеца, который в финале неожиданно восстанет из гроба и сбежит из блуждающего по городским окраинам катафалка в ночную мглу.

Сюр, да и только, скажу я вам. Гофманиада и гоголиада в одном флаконе. Королевство кривых зеркал, в которых, однако, причудливо отразится наше агрессивное, смертельно усталое, еще с советских времен хронически больное общество. Волшебной таблетки для его исцеления фильм Серебренникова не обещает...

В своем недавнем интервью режиссер заявил, что для того, чтобы понять все явные и скрытые смыслы фильма, его надо посмотреть несколько раз. Ну, это он размечтался. Тут и один раз не всякий осилит. Лично мне при просмотре фильма не было скучно ни одну минуту. Но за всех не поручусь.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9369
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?