Главная Культура 00:04 10 Сентября 2021 12571
«Петровы в гриппе»: кино на грани нервного срыва

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном берегу, пусть и год спустя. Тем временем некие черные силы выкрали рабочую копию фильма и слили в Сеть. Это могло поставить крест на фестивальной судьбе картины. Но в Каннах пренебрегли «засветкой» фильма в публичном пространстве, и премьера «Петровых» состоялась-таки минувшим летом на главном мировом кинористалище.

Триумфа, правда, не случилось. Фильм остался без призов жюри, хотя фестивальная публика приняла картину достаточно горячо. А эксперты Высшей технической комиссии Каннского фестиваля отметили своей наградой мастерство оператора Владислава Опельянца, который раньше снимал с Михалковым («Предстояние», «Цитадель», «Солнечный удар»), а тут стал полноправным соавтором опального режиссера, которому российские власти не разрешили выезд в Канны на премьеру. Но Серебренников пообщался с фестивальной прессой по видеосвязи.

Бывший худрук Гоголь-центра давно известен своей приверженностью русской классике. Многие его спектакли и фильмы вдохновлены произведениями Пушкина, Гоголя, Островского, Гончарова, Булгакова... В основе фильма «Петровы в гриппе» — тоже книга. На сей раз принадлежащая перу уральского писателя Алексея Сальникова. Она была впервые опубликована в 2016 году. За пять минувших лет роман, переведенный на иностранные языки, удостоенный премий «Национальный бестселлер» и «Нос», тоже успел стать классикой. Классикой современной литературы.

Удивительно, но Серебренников, известный своим рисковым умением «перелицовывать» канонические тексты, здесь сполна доверился писателю. И пошел за ним буквально следом, перенося на экран практически в полном объеме ветвистые сюжетные линии и фантасмагорические перипетии романа. Но при этом сохраняя свой стиль и создавая на экране свою художественную Вселенную. Это полноправный авторский фильм режиссера, может быть, самый цельный из им снятых. Но и самый трудный для зрительского восприятия. Особенно для тех, кто книгу не читал. Что не отменяет того отрадного факта, что «Петровы в гриппе» уже проданы в 30 стран мира. Что ждет фильм на родине — предрекать не берусь. Всегда могут найтись люди, готовые оскорбиться увиденным на экране.

В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров (актер и режиссер Сергей Серзин), который с температурой 39,5 бродит-колобродит по выстуженному предновогоднему городу. В романе Сальникова это был родной для него Екатеринбург, что вносило в повествование элегическую ноту, согревало даже самые жесткие страницы книги мягкой авторской интонацией, неназойливым юмором. В суровом, неулыбчивом фильме Серебренникова — это безымянный город-призрак, утонувший в темени и снежной каше, испещренный надписями на утлых стенах домов, населенный монструозными людьми в серых одеждах и с серыми лицами.

Изображение, выстроенное то в темных, то в воспаленных зеленовато-красных тонах (снимали по ночам, днем Серебренников присутствовал на заседаниях суда по сфабрикованному делу «Седьмой студии»), отдает сразу и Кафкой, и Босхом, и серией Гойи «Капричос». А из кино-источников на ум приходят поздне-советский пророческий шедевр Киры Муратовой «Астенический синдром», в котором люди засыпали на ходу, и мрачная антиутопия Алексея Германа «Трудно быть богом», вроде опрокинутая в фантастическое прошлое, но повествующая о насущном, о сегодняшнем, когда на смену серым могут вот-вот прийти черные...

Шокирует уже первая сцена «Петровых»: набитый озлобленным народом автобус, где кто-то изрыгает проклятия в адрес Ельцина и Горбачева, кто-то обвиняет во всех несчастьях евреев и таджиков, а сидящий в первых рядах ветхий дедушка интересуется у стоящей рядом девочки, сколько ей лет. Узнав, что девять, со скабрезной радостью сообщает той, что в Афганистане она была бы уже замужем, ублажала мужа, а то еще и любовника. Старичку заслуженно дадут по сусалам, а за окном автобуса в это время некие вооруженные люди будут деловито расстреливать других людей.

Что это — сгустившаяся реальность девяностых (нулевых?) годов, к которым вроде бы визуально привязан фильм, или это галлюцинация, больные видения гриппозного Петрова? Фильм не дает внятного ответа ни в этой, ни в других сценах. Он специально так задуман, чтобы нельзя было сходу отличить, где явь, а где страшный сон. Где жуткая обыденность, а где фантазии Петрова, который в свободное время рисует комиксы и, стало быть, не лишен творческого воображения. Где лирические воспоминания главного героя о советском детстве с врезавшимся ему в память походом в ДК на новогоднюю елку, а где схожие переживания его гриппующего сына, который скоропостижно исцеляется благодаря завалявшейся в кармане Петрова таблетке аспирина 1977 года производства.

Впрочем, назвать главным героем Петрова, безвольного созерцателя, болтающегося по жизни, как известная субстанция в проруби, было бы неосмотрительным шагом. Ибо на внимание зрителей в той же мере претендуют и странный друг Петрова по имени Аид (Юрий Колокольников), с которым они квасят в катафалке над гробом неизвестного усопшего. И жена Петрова с татарским именем Нурлыниса (Чулпан Хаматова), на которую временами накатывают приступы злобной агрессии, и она готова полоснуть ножом даже родного человека. И бездарный, но амбициозный писатель (Иван Дорн), который стреляется, чтобы привлечь внимание к своей книге. И актриса-Снегурочка на новогоднем балу (Юлия Пересильд), у которой окажутся не только ледяные руки, но и дар мысленно раздевать мужчин и видеть их во всей телесной наготе, и...

И еще десятки персонажей этого пестрого, громоздкого, избыточно продолжительного (145 минут) фильма-коллажа, фильма-фрески. Один только Тимофей Трибунцев предстанет на экране в разных личинах раз семь, в том числе и в образе престарелой актрисы ТЮЗа с сигаретой во рту и кокетливо откляченным задом. А еще в фильме найдется место для Сергея Дрейдена, со знанием дела изобразившего старого советского поэта, для Юлии Ауг, сочно сыгравшей хабалку-вахтершу, для литературного критика Анны Наринской и кинокритика Любови Аркус, сыгравших эпизодические роли не хуже матерых актрис. Наконец, для рэпера Хаски — он престал в образе того самого мертвеца, который в финале неожиданно восстанет из гроба и сбежит из блуждающего по городским окраинам катафалка в ночную мглу.

Сюр, да и только, скажу я вам. Гофманиада и гоголиада в одном флаконе. Королевство кривых зеркал, в которых, однако, причудливо отразится наше агрессивное, смертельно усталое, еще с советских времен хронически больное общество. Волшебной таблетки для его исцеления фильм Серебренникова не обещает...

В своем недавнем интервью режиссер заявил, что для того, чтобы понять все явные и скрытые смыслы фильма, его надо посмотреть несколько раз. Ну, это он размечтался. Тут и один раз не всякий осилит. Лично мне при просмотре фильма не было скучно ни одну минуту. Но за всех не поручусь.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33086
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7932
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4863
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4640
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4472
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3990
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...