Распространено убеждение, что коронавирус летнюю концертно-фестивальную жизнь в этом году точно убил. Однако смельчаки стараются доказать, что это не совсем так и даже совсем не так.
На рубеже мая-июня провел свои онлайн-показы фестиваль V-ROX — детище лидера «Мумий Тролля» Ильи Лагутенко, возросшее в его родном Владивостоке, а в этом году чуть было не возродившееся в прежнем великолепии. Но в последний момент вмешался проклятый вирус. Эка невидаль, скажете вы, небось нарезали ребята старой хроники — и вперед. Ничего подобного! Все программы свежие, участники записали свои выступления, в том числе премьеры песен, специально к нынешнему смотру.
А есть и те, кто до сих пор держится заранее заявленных дат и живого формата. Например, оргкомитет «Нашествия» заявляет, что не рассматривает варианты отмены и по-прежнему ориентируется на конец июля. Stereoleto рассчитывает на сентябрь. А вот Park Live, «Дикая мята», «Доброфест» и «Рок над Волгой» уже перенесены на 2021 год. Там, где заявлялось большое количество иностранных участников, все упиралось в тупики: подвисли вопросы с визами и перелетами.
Точно так же, как «Рок над Волгой» и «Дикая мята», вынуждены были поступить и знаменитые западные фестивали. Glastonbury, Coachella и многие другие в этом году отменены — просто потому, что доставка музыкантов и зрителей даже после отмены ряда ограничений пока представляет собой неразрешимую проблему. Некоторые фестивали (в странах, не слишком пострадавших от пандемии) планируют пройти в усеченном формате — например, Зальцбургский, которому особенно обидно было бы пропустить год собственного столетнего юбилея.
Ждет гостей и сербский фестиваль EXIT — но совершенно очевидно, что состав участников будет «кризисным», да и публике будет сложнее добраться до Нови-Сада и соблюдать на фестивальном поле социальную дистанцию.
Возможно, и в России какие-то фестивали удастся провести в «камерном» виде и с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. Все лучше, чем никак? Хотя посмотрим правде в глаза: мы за три месяца слишком привыкли видеть в каждом встречном источник заразы и шарахаться даже от лучших друзей. Какая уж тут атмосфера рок-н-ролльного единения!
Если рассматривать летние фестивали как бизнес, то они окупаются именно тогда, когда зрителей битком. Пока коронавирус не побежден, о возвращении прежней концертной атмосферы говорить не приходится: любое скопление народа может привести к новой волне эпидемии. Хотя не исключаю, что какие-то фестивали летом все-таки в России пройдут — со зрителями в масках, соблюдением социальной дистанции и чуть не с использованием защитных костюмов, больше напоминающих скафандр (их оперативно разработала одна западная фирма, но, похоже, в основном для смеха). Скорее всего, организаторами этих open air будут госструктуры, а финансироваться они будут из федерального бюджета или средств госкорпораций, которые могут себе позволить проводить фестивали как «социальный проект», а не с целью заработать.
Готов ли наш зритель ходить на такие мероприятия — вопрос. Но уже сейчас ясно, что онлайн-концерты настоящих фестивалей не заменят. В мае сеть «ВКонтакте» целую неделю проводила VK Fest, и состав звезд был представительный, а многие ли его заметили? Ведь через монитор атмосфера праздника не передается.