Можно сколько душе угодно рассказывать про успехи отечественного агропрома, но визит в ближайший (100 метров от дома!) супермаркет быстро спускает с небес на грешную землю. Крупнейшие поставщики продуктов питания предупредили торговые сети о повышении закупочных цен на целый ряд товаров, в том числе и отечественного производства. Это может случиться уже в апреле, поскольку ажиотажный спрос изрядно опустошил складские запасы.
Говоря о предстоящем подорожании, участники рынка подчеркивают: это шаг вынужденный. Чтобы нам, покупателям, не было мучительно больно, производители предлагают провести повышение в два этапа. Ретейлеры пока не соглашаются, поскольку только недавно начали торговать социально значимыми товарами без наценки, и неприятная новость от поставщиков приведет к еще большему сокращению их прибыли.
Хотя на самом деле вне зависимости от результатов переговоров продавцов с производителями повышение цен все равно состоится. Федеральная антимонопольная служба заблаговременно получила соответствующее уведомление и не усмотрела в действиях участников рынка признаков сговора. То есть де-факто одобрила.
Конечно же, в первую очередь ценники меняются на товары, не производящиеся на территории нашей страны: чай, кофе, специи, какао. Подорожание здесь ожидается на уровне 20%. На 10-15% вырастут цены на российскую продукцию, в себестоимости которой велика доля зависящих от курсовых колебаний составляющих. Это касается в том числе макаронных изделий. Да-да, они изготавливаются из отечественного сырья, но на импортном оборудовании, которое нужно чинить и обслуживать.
В Российском зерновом союзе на этой неделе пообещали, что в скором времени и хлеб подорожает на 5-7%. С курсом рубля это никак не связано. Стоимость тонны российской пшеницы на рынке по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, оборудование на хлебозаводах используется отечественное. Зато весь год росли транспортные расходы. Большой привет «Платону» от всех покупателей...
Рыба и морепродукты на полках супермаркетов подорожают синхронно: импортные — на максимальные 20%, российские — на 5-10%. Учитывая, что эта категория товаров и так доступна ограниченному числу покупателей, скорее всего, ориентированные на массового потребителя торговые сети просто откажутся от значительной части импортного ассортимента. А российские рыболовы при всем желании не смогут восполнить потери. Как минимум треть ассортимента наших рыбных прилавков в российских морях просто не водится.
Импортное вино и крепкий алкоголь подорожают в среднем на 10-20% опять-таки из-за ослабления курса рубля и роста логистических издержек. Отечественные производители пока не планируют пересматривать стоимость своей продукции, что, очевидно, поможет им расширить рынок сбыта. Тут свою лепту внесет пандемия, которая остановила винзаводы в Италии и Испании.
Процесс переписывания ценников может хоть как-то замедлить компромисс на переговорах между производителями, поставщиками и сетевыми супермаркетами. В быстрое возвращение курса рубля к значениям февраля никто не верит. Как и в направляющую руку правительства. Оно в лице Минпромторга при определенных обстоятельствах может стать стороной в переговорах и попросить из соображений сохранения социальной стабильности отложить повышение цен хотя бы на месяц. Как говорил один генерал, вручая ордена после боя, «все, что могу...».