В Москве одновременно стартовали два амбициозных театральных проекта — мюзиклы «Русалочка» и «Граф Орлов». Главные игроки на рынке мюзикла — компания «Стейдж Энтертейнмент» и Театр оперетты — вступили в бой за сердца и кошельки зрителей.
Театр оперетты решил повторить формулу успеха своего предыдущего проекта — «Монте-Кристо», который продержался в прокате рекордные четыре года.
В основе нового спектакля все та же модель французских мюзиклов: фонограммное (притом синтезаторное) сопровождение, агрессивный электронный звук, условные декорации, масса видеоэффектов и эстрадная манера исполнения. Команда тоже прежняя: композитор Роман Игнатьев, либреттист Юлий Ким, режиссер Алина Чевик и сценограф Вячеслав Окунев. Даже сюжет отчасти перекликается с историей Дюма: любовь, предательство, интриги.
Но главное отличие — это мюзикл по русской истории, который требует более серьезной проработки характеров, точных психологических мотивов и, наконец, верных исторических деталей. Что касается музыки, то здесь русская тема подана лубочно — фольклорными мотивами в сценах масленичных гуляний.
В остальном партитура Романа Игнатьева, увы, довольно безлика и не радует яркими хитами. Декорации современны: огромная конструкция превращается то в корпус корабля, то в парадную лестницу, то в темницу. Колорит эпохи передан обилием парчи, позолоты и дорогими костюмами. Пресс-релиз гордо сообщает, что только на платье Екатерины ушло 15 тысяч камней и кристаллов.
Но авторы постарались сделать шаг от эстрадного шоу к психологическому театру. Если в традиционном мюзикле герой есть герой, злодей есть злодей, а несчастная жертва, безусловно, вызывает участие, то в «Графе Орлове» более сложная система персонажей. Ни авантюристка Елизавета, претендующая на российский трон, ни императрица Екатерина, занявшая место убитого мужа, ни тем более граф Орлов, который предает свою любовь не столько из чувства долга, сколько по малодушию, далеко не однозначные фигуры. Пока что артисты выглядят убедительнее вокально, чем актерски. Теона Дольникова хороша в партии Елизаветы, но ее персонажу не хватает объема. Лика Рулла с ее сильным, жестким голосом отлично вжилась в роль императрицы. Тем интереснее, как эту роль сыграют совсем другие по психотипу Екатерина Гусева и Наталья Сидорцова. Больше всего вопросов пока вызывает главный герой. У Александра Рагулина густой тембр настоящего мачо, но над вокалом и проработкой роли ему еще предстоит потрудиться. Впрочем, почти у каждого героя в этом мюзикле по два-три исполнителя, а значит, и спектакль будет каждый раз немного иным.
По сравнению с этим историческим блокбастером «Русалочка» выглядит наивной сказкой с разговорными диалогами между номерами. Но у этого мюзикла есть ряд важных преимуществ. Во-первых, музыка Алана Менкена: многократный лауреат премии «Оскар» знает толк в мелодиях, которые вы будете насвистывать, выходя из театра. Другое достоинство — живой оркестр. Третий плюс — яркая постановка, которая сильно отличается от бродвейской версии. В том варианте актеры просто катались на роликах, а здесь — летают над сценой. В спектакле много юмора: чего стоит одна сцена с поваром-маньяком, который с садистским удовольствием рубит рыбам головы. Фантастические яркие костюмы морских обитателей напоминают дискотеку в стиле латино.
А все герои, хоть и выглядят порой карикатурно, отлично поют и танцуют. Вокал Натальи Быстровой в сложной партии Ариэль, как всегда, отточен, ну и игра — вполне в духе диснеевских героинь.
Мнение
Дмитрий Богачев, генеральный продюсер компании «Стейдж Энтертейнмент»
— С появлением новых постановок и продюсеров постепенно формируется конкурентное поле, и главный аргумент здесь — качество. От конкуренции выиграют все. Бродвей стал Бродвеем исключительно благодаря свободной конкуренции за сердца зрителей.
Аудитория мюзиклов намного шире, чем у любого другого жанра. Мировые сборы одного «Призрака оперы» составляют около 5 млрд долларов США, что больше, чем совокупный сбор самых кассовых голливудских фильмов «Титаник» и «Аватар» вместе взятых. К сожалению, от Бродвея и Вест-Энда мы еще сильно отстаем. У нас весьма немного артистов, соответствующих мюзикловым стандартам. То же касается постановщиков и технического персонала. Но мы еще в самом начале пути, 10 лет для жанра — это не срок. Кстати, Германии, Голландии, Испании, Италии, Франции и большинству других европейских стран тоже пока далеко до бродвейских эталонов.
Что касается чисто русского мюзикла, «Норд-Ост» был и остается уникальным явлением. Мне кажется, это отличный материал для новых постановок. Думаю, недавно открывшийся в Москве Театр мюзикла с его ориентацией на исключительно российский материал вполне мог бы обратиться к правообладателям и обсудить подобный проект.