Главная Культура 00:05 09 Сентября 2022 16500
Встретимся у «Покровских ворот»

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители увидят шедевр в тех красках и звуках, которые закладывались режиссером и выдающимся кинооператором Николаем Немоляевым. «Покровские ворота» в свое время были сняты Козаковым для телеэкрана, но изначально режиссер мечтал о кинопрокате. Спустя 40 лет его мечта стала реальностью.

Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Михаил Козаков был уже знаменитым актером, прогремевшим яркими ролями в фильмах «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года», «Человек-амфибия», когда обнаружил в себе режиссерский дар. Работая в театре на Малой Бронной, он в 1974 году поставил спектакль «Покровские ворота» по только что вышедшей пьесе Леонида Зорина. Она с элегической нежностью и мягким юмором рассказывала о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов в коммунальной квартире у Покровских ворот.

Большим театральным событием спектакль не стал, старшие товарищи поругивали Козакова с высоких трибун за анекдотичный сюжет и бытовое мелкотемье, но публика спектакль приняла на ура. И Козаков решил перенести пьесу на экран. Отнес сценарий на «Мосфильм». Георгий Данелия, худрук объединения комедийных и музыкальных фильмов, сценарий в работу не принял, заметив, что в односерийном варианте фильм потеряет «воздух», из него уйдут многие колоритные детали и диалоги, и предложил Казакову сделать двухсерийную версию для телеэкрана.

Отправляясь в творческое объединение «Экран» уже с двухсерийным вариантом сценария, Козаков был уверен, что его желание снять картину о старой Москве ничего, кроме одобрения, у телевизионного начальства вызвать не может. Однако чиновники брежневской поры от идеи фильма, в котором чувствовалась ностальгия по хрущевской оттепели, в восторг не пришли. Более того, один из них поставил Казакову жесткое условие: «Хотите, чтобы вас запустили с вашей сомнительной комедией, сыграйте в кино Дзержинского». В итоге Козакову пришлось изображать «железного Феликса» аж в трех фильмах кряду, прежде чем ему позволили приступить к работе над «Покровскими воротами».

Павильонные съемки планировались на киностудии «Мосфильм», натурные — на улицах и бульварах столицы. Но прежде нужно было провести точный кастинг. Это трудно сегодня представить, но мы могли увидеть на экране совсем других артистов. Так, на роль мягкотелого интеллигента Льва Хоботова претендовал любимец публики Андрей Миронов. Властную Маргариту Павловну, «женщину весомых достоинств», помыкающую бывшим и будущим мужем, могла воплотить Наталья Гундарева. Сыграть Савву Игнатьевича — ветерана войны, гравера по металлу, человека с золотыми руками — Михаил Козаков предложил Никите Михалкову, но тому сценарий «резко не понравился», и он от роли отказался.

В итоге Козаков постепенно пришел к мысли, что в ролях обитателей коммунальной квартиры должны быть малоизвестные актеры, ибо «коммуналка — это неизвестные лица. И среди них — одно известное, Велюров. Он — артист». Так, компанию знаменитому Леониду Броневому, после Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны» виртуозно перевоплотившегося в куплетиста Мосэстрады Аркадия Велюрова, составили Инна Ульянова, Виктор Борцов и Анатолий Равикович, для которых фильм стал звездным часом. Инна Ульянова после съемок подарила Козакову медаль «За спасение утопающих» — она считала, что режиссер спас ее творческую биографию, до того безнадежно «утопающую» в эпизодическом мелководье.

Елена Коренева, которой предложили роль возлюбленной Хоботова — томной медсестры Людочки, поначалу отказалась от съемок. После масштабных, патетичных фильмов «Романс о влюбленных» и «Сибириада» ее совсем не вдохновил камерный сценарий с натужным, как ей казалось, юмором, отдающий легкомысленной опереттой. Однако мать актрисы Наталья Коренева, работавшая на фильме ассистентом по актерам, оценила комедийный потенциал сценария и сумела уговорить дочь. Заслуга Натальи Кореневой была еще и в том, что она по описанию жены Козакова, которая мельком увидела на телеэкране неизвестного ей молодого актера, нашла студента «Щепки» Олега Меньшикова и привела его на съемочную площадку.

До Олега режиссер уже попробовал два десятка молодых исполнителей, в том числе своего собственного сына Кирилла, — все было мимо. После первой же кинопробы, которую Меньшиков провел в паре с Татьяной Догилевой (она сыграла пловчиху «Трудовых резервов» Светлану), стало ясно, что актер, наконец, найден. «Минуты хватило, чтобы понять: это именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста», — впоследствии говорил о Меньшикове Леонид Зорин, который ревностно относился к поиску главного героя. По сути, в остроумном, озорном, любвеобильном Костике Зорин вывел самого себя, приехавшего в столицу из южного города, снимавшего комнату в московской коммуналке и написавшего потом об этом свою исповедальную пьесу...

На Гостелерадио «Покровские ворота» приняли поначалу без проволочек. Но выход фильма в эфир затягивался. Одной из причин стал отъезд Елены Кореневой вместе с американским мужем в США. Позже выяснилось, что «Покровские ворота» вызвали раздражение председателя Гостелерадио Сергея Лапина, который увидел в ленте «искажение образа советского воина» (речь шла о Савве Игнатьевиче, сыгранном Виктором Борцовым с огромной нежностью). По воспоминаниям Козакова, свои претензии к создателям «пасквиля» Лапин выразил гневной тирадой: «Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!». Михаил Козаков, действительно, после распада СССР на несколько лет уедет в Израиль, но чем перед Лапиным провинился классик советской литературы Михаил Зощенко, так и осталось загадкой.

После многочисленных исправлений, внесенных в ленту по настоянию начальства, «Покровские ворота» все же были показаны по ЦТ в феврале 1983 года. Однако и в последующие годы из фильма вырезались отдельные фразы и целые эпизоды. Так, на разных этапах из картины были изъяты употребляемые Саввой Игнатьевичем немецкие словечки, вырезана песня «Розамунда». А во второй половине 1980-х годов в рамках горбачевской антиалкогольной капании сокращению подверглись сцены, связанные с пьянством Велюрова («А кто не пьет? Назови. Нет, я жду!»).

Отдельные вопросы советских идеологов вызывал финал, в котором мотоцикл «неутомимого Савранского» отрывается от земли и совершает полет над Воробьевыми горами, над Москвой. Когда у режиссера спросили: «Куда и зачем улетает мотоцикл Савранского?», Козаков лаконично ответил: «Это улетает время».

Время, изображенное в фильме, действительно улетело, истаяло в туманной дымке прошлого. Улетели на небеса и многие создатели фильма — за истекшие десятилетия не стало Софьи Пилявской, Инны Ульяновой, Виктора Борцова, Анатолия Равиковича, Леонида Броневого, Евгения Моргунова, Михаила Козакова, Леонида Зорина... Но остался в истории кино, в нашей душе и памяти этот удивительный, не стареющий с годами, остроумный и грустный, поэтичный и нежный фильм, который Козаков наполнил визуальной магией, стихами Пушкина, проникновенными песнями Булата Окуджавы («Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество»), волшебной музыкой Георгия Гараняна...

Я видел этот фильм, наверное, раз десять. Для меня он стал гимном старой и неизменно прекрасной Москве. Гимном победительной юности и торжествующей любви. Наконец, гимном несломленному человеческому достоинству. Пересмотрите и вы «Покровские ворота» на большом экране и в авторской версии. Право, фильм того заслуживает.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?