Главная Культура 00:05 09 Сентября 2022 16653
Встретимся у «Покровских ворот»

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители увидят шедевр в тех красках и звуках, которые закладывались режиссером и выдающимся кинооператором Николаем Немоляевым. «Покровские ворота» в свое время были сняты Козаковым для телеэкрана, но изначально режиссер мечтал о кинопрокате. Спустя 40 лет его мечта стала реальностью.

Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Михаил Козаков был уже знаменитым актером, прогремевшим яркими ролями в фильмах «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года», «Человек-амфибия», когда обнаружил в себе режиссерский дар. Работая в театре на Малой Бронной, он в 1974 году поставил спектакль «Покровские ворота» по только что вышедшей пьесе Леонида Зорина. Она с элегической нежностью и мягким юмором рассказывала о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов в коммунальной квартире у Покровских ворот.

Большим театральным событием спектакль не стал, старшие товарищи поругивали Козакова с высоких трибун за анекдотичный сюжет и бытовое мелкотемье, но публика спектакль приняла на ура. И Козаков решил перенести пьесу на экран. Отнес сценарий на «Мосфильм». Георгий Данелия, худрук объединения комедийных и музыкальных фильмов, сценарий в работу не принял, заметив, что в односерийном варианте фильм потеряет «воздух», из него уйдут многие колоритные детали и диалоги, и предложил Казакову сделать двухсерийную версию для телеэкрана.

Отправляясь в творческое объединение «Экран» уже с двухсерийным вариантом сценария, Козаков был уверен, что его желание снять картину о старой Москве ничего, кроме одобрения, у телевизионного начальства вызвать не может. Однако чиновники брежневской поры от идеи фильма, в котором чувствовалась ностальгия по хрущевской оттепели, в восторг не пришли. Более того, один из них поставил Казакову жесткое условие: «Хотите, чтобы вас запустили с вашей сомнительной комедией, сыграйте в кино Дзержинского». В итоге Козакову пришлось изображать «железного Феликса» аж в трех фильмах кряду, прежде чем ему позволили приступить к работе над «Покровскими воротами».

Павильонные съемки планировались на киностудии «Мосфильм», натурные — на улицах и бульварах столицы. Но прежде нужно было провести точный кастинг. Это трудно сегодня представить, но мы могли увидеть на экране совсем других артистов. Так, на роль мягкотелого интеллигента Льва Хоботова претендовал любимец публики Андрей Миронов. Властную Маргариту Павловну, «женщину весомых достоинств», помыкающую бывшим и будущим мужем, могла воплотить Наталья Гундарева. Сыграть Савву Игнатьевича — ветерана войны, гравера по металлу, человека с золотыми руками — Михаил Козаков предложил Никите Михалкову, но тому сценарий «резко не понравился», и он от роли отказался.

В итоге Козаков постепенно пришел к мысли, что в ролях обитателей коммунальной квартиры должны быть малоизвестные актеры, ибо «коммуналка — это неизвестные лица. И среди них — одно известное, Велюров. Он — артист». Так, компанию знаменитому Леониду Броневому, после Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны» виртуозно перевоплотившегося в куплетиста Мосэстрады Аркадия Велюрова, составили Инна Ульянова, Виктор Борцов и Анатолий Равикович, для которых фильм стал звездным часом. Инна Ульянова после съемок подарила Козакову медаль «За спасение утопающих» — она считала, что режиссер спас ее творческую биографию, до того безнадежно «утопающую» в эпизодическом мелководье.

Елена Коренева, которой предложили роль возлюбленной Хоботова — томной медсестры Людочки, поначалу отказалась от съемок. После масштабных, патетичных фильмов «Романс о влюбленных» и «Сибириада» ее совсем не вдохновил камерный сценарий с натужным, как ей казалось, юмором, отдающий легкомысленной опереттой. Однако мать актрисы Наталья Коренева, работавшая на фильме ассистентом по актерам, оценила комедийный потенциал сценария и сумела уговорить дочь. Заслуга Натальи Кореневой была еще и в том, что она по описанию жены Козакова, которая мельком увидела на телеэкране неизвестного ей молодого актера, нашла студента «Щепки» Олега Меньшикова и привела его на съемочную площадку.

До Олега режиссер уже попробовал два десятка молодых исполнителей, в том числе своего собственного сына Кирилла, — все было мимо. После первой же кинопробы, которую Меньшиков провел в паре с Татьяной Догилевой (она сыграла пловчиху «Трудовых резервов» Светлану), стало ясно, что актер, наконец, найден. «Минуты хватило, чтобы понять: это именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста», — впоследствии говорил о Меньшикове Леонид Зорин, который ревностно относился к поиску главного героя. По сути, в остроумном, озорном, любвеобильном Костике Зорин вывел самого себя, приехавшего в столицу из южного города, снимавшего комнату в московской коммуналке и написавшего потом об этом свою исповедальную пьесу...

На Гостелерадио «Покровские ворота» приняли поначалу без проволочек. Но выход фильма в эфир затягивался. Одной из причин стал отъезд Елены Кореневой вместе с американским мужем в США. Позже выяснилось, что «Покровские ворота» вызвали раздражение председателя Гостелерадио Сергея Лапина, который увидел в ленте «искажение образа советского воина» (речь шла о Савве Игнатьевиче, сыгранном Виктором Борцовым с огромной нежностью). По воспоминаниям Козакова, свои претензии к создателям «пасквиля» Лапин выразил гневной тирадой: «Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!». Михаил Козаков, действительно, после распада СССР на несколько лет уедет в Израиль, но чем перед Лапиным провинился классик советской литературы Михаил Зощенко, так и осталось загадкой.

После многочисленных исправлений, внесенных в ленту по настоянию начальства, «Покровские ворота» все же были показаны по ЦТ в феврале 1983 года. Однако и в последующие годы из фильма вырезались отдельные фразы и целые эпизоды. Так, на разных этапах из картины были изъяты употребляемые Саввой Игнатьевичем немецкие словечки, вырезана песня «Розамунда». А во второй половине 1980-х годов в рамках горбачевской антиалкогольной капании сокращению подверглись сцены, связанные с пьянством Велюрова («А кто не пьет? Назови. Нет, я жду!»).

Отдельные вопросы советских идеологов вызывал финал, в котором мотоцикл «неутомимого Савранского» отрывается от земли и совершает полет над Воробьевыми горами, над Москвой. Когда у режиссера спросили: «Куда и зачем улетает мотоцикл Савранского?», Козаков лаконично ответил: «Это улетает время».

Время, изображенное в фильме, действительно улетело, истаяло в туманной дымке прошлого. Улетели на небеса и многие создатели фильма — за истекшие десятилетия не стало Софьи Пилявской, Инны Ульяновой, Виктора Борцова, Анатолия Равиковича, Леонида Броневого, Евгения Моргунова, Михаила Козакова, Леонида Зорина... Но остался в истории кино, в нашей душе и памяти этот удивительный, не стареющий с годами, остроумный и грустный, поэтичный и нежный фильм, который Козаков наполнил визуальной магией, стихами Пушкина, проникновенными песнями Булата Окуджавы («Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество»), волшебной музыкой Георгия Гараняна...

Я видел этот фильм, наверное, раз десять. Для меня он стал гимном старой и неизменно прекрасной Москве. Гимном победительной юности и торжествующей любви. Наконец, гимном несломленному человеческому достоинству. Пересмотрите и вы «Покровские ворота» на большом экране и в авторской версии. Право, фильм того заслуживает.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5224
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4289
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...