А вы праздновали самую красную дату советского календаря — день 7 ноября? Исторический музей не забыл — в преддверии 107-й годовщины революции открыл в своих стенах первую за последние три десятка лет биографическую экспозицию под кратким названием «Ленин». Устроители задались целью показать неканонического Ильича.
Рыжий парик и документы на имя сестрорецкого рабочего Иванова — эта маскировка предназначалась для возвращения вождя из Финляндии в Петроград в 1917-м. А вот та самая знаменитая кепка, увековеченная в тысячах портретов и памятников. Правда, в эмиграции Ленин носил шляпу, но на родину возвращался в сугубо пролетарском уборе. Шахматы — презент от кустарей и мелких промышленников Сибири. Пишущая машинка «Космополит» — красавица на золотых львиных лапах. На ней секретари председателя Совнаркома набивали его наставления из последних — «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Письмо к съезду».
А мимо этих экспонатов уж точно не пройдет без внимания ни один из посетителей: браунинг Фанни Каплан и пальто, в котором Ленин пришел на завод Михельсона в тот роковой день 30 августа 1918 года. Покушение на вождя отозвалось красным террором, а дыры от пуль в пальто были бережно заштопаны Надеждой Константиновной, и Ильич проходил в нем до конца своих дней. Когда вещь лишилась хозяина и обрела статус едва ли не плащаницы (а может, и без «едва ли», ведь Ленин — бог Страны Советов), на спину и рукав нашили красные и белые метки — там, где пули ранили вождя и где прошли навылет. Кстати, в огромном музее вождя, открытом во времена СССР в его родном городе Симбирске-Ульяновске, висело такое же пальто с отмеченными пулевыми отверстиями — макет, как было скромно помечено на табличке...
Те, кому полвека и больше, наверняка припомнят, как в детском саду и школе ритуально проклинали «гадину Каплан», поднявшую руку с браунингом на Ильича. А ведь какая трагическая судьба: 15-летняя Фанни примкнула к анархистам, затем перешла к эсерам. Бесконечные тюрьмы, каторги, в 18 лет ранение в голову и почти полная потеря зрения, в 31 — расстрел во дворе автобоевого отряда имени ВЦИК по личному приказу Свердлова. Устному, без суда и следствия. Вот как товарищи дорожили Ильичом!
Атмосферу тайных вечерь бога Советов и его апостолов передает на выставке работа Владимира Пчелина, на которой запечатлено историческое заседание ЦК РСДРП(б) от 23 октября 1917 года. Ленин, явленный здесь в своем конспиративном облике, напоминает лютеранского пастора. Его и впрямь непросто узнать — в том самом рыжем парике, без бородки и усов. Холст долгое время лежал в запасниках, ведь на первом плане оказались враги народа: прямо под лампой по правую руку от Ильича — Троцкий, а возле шкафа — Розенфельд-Каменев и Радомысльский-Зиновьев... Сталин там тоже есть — восседает в центре, а напротив него Дзержинский. На столе — чай в бокалах с подстаканниками и две пепельницы, доверху наполненные окурками.
В числе других выразительных экспонатов — вещи из кабинета в Кремле. К примеру, плакаты Белого движения с волоокими усатыми офицерами в кителях с крестами — как ни странно, Ленин их с увлечением коллекционировал. И пресс-папье: обезьянка сидит на книге с надписью «Дарвин» на корешке и держит человеческий череп. Эта глубокомысленная вещица подарена в 1921 году бизнесменом Армандом Хаммером — первым американцем, получившим концессию в СССР.
Другая изюминка выставки — неожиданные изображения вождя. Например, цикл акварелей Юрия Арцыбушева, набросавшего членов Учредительного собрания. На одной из них Ленин спит на заседании. Или жутковатая картина Сергея Малютина, написавшего Ильича на смертном одре. Говорят, Крупская, увидев это, расплакалась.
Надо сказать, припозднившаяся экспозиция (100 лет со дня смерти Ленина минуло 21 января) привлекла внимание публики и прессы. Что неудивительно: очень уж яркий персонаж, как к нему ни относиться. Большой по меркам сегодняшнего книжного рынка успех имела и биография вождя, несколько лет назад выпущенная критиком Львом Данилкиным в серии «ЖЗЛ». Характерно уже ее название совершенно не в духе пресной советской мифологии: «Пантократор солнечных пылинок». Не удержусь от цитирования самого начала этого труда: «Ленин был великий велосипедист, философ, путешественник, шутник, спортсмен и криптограф. Кем он не был, так это приятным собеседником, но, если Бог там, на небесах, захочет обсудить за шахматами политику и последние новости — с кем еще, кроме Ленина, ему разговаривать? Рассказывать о Ленине — все равно что рассказывать истории «Тысячи и одной ночи». Кроме магии и тайн, во всех этих историях есть логика: железные «если: — то...»
Неослабевающий интерес к образу вождя, несмотря на распространенное сегодняшнее ироническое отношение к Ильичу-Лукичу-грибу (как только не обзывали), отметили и организаторы экспозиции.
«В годы перестройки на смену советскому мифологизированному образу, представлявшему Ленина как идеальную личность, «самого человечного человека» и непогрешимого лидера, пришел другой, но также во многом мифологизированный, нарисованный черной краской. Недавний коммунистический бог стал объектом различного рода разоблачений, что не могло не привести к изменениям в общественном сознании», — подчеркнул гендиректор ГИМ Алексей Левыкин. Заметив, однако, что в коллективную память народа Ленин вошел навсегда: «Соцопросы показывают, что при сформировавшемся «эмоционально-прохладном отношении к Ленину» он по-прежнему остается в списке значимых фигур отечественной истории».
Притом Алексей Левыкин убежден, что вождь революции оказал громадное положительное влияние на русскую историю: «Революция позволила совершить экономический рывок и провести невиданные социальные реформы. Советская Россия, а затем и СССР смогли победить разруху и голод, успешно отразить внешнюю интервенцию, добиться огромных успехов в экономике, образовании, науке и культуре. Именно это государство спустя два десятилетия одержит победу над фашизмом во Второй мировой войне...»
Вопроса о том, разразилась бы эта война без раскола мира после Октябрьской революции, гендиректор Исторического музея деликатно не коснулся.