Главная Культура 00:05 07 Октября 2022 8017
Незнаменитый классик

В Москве открылась выставка «Наталья Нестерова. Памяти мастера». В этих работах так много сказано и о нас сегодняшних

Елена Широян, искусствовед
Картины Натальи Нестеровой о бездумно мчащемся невесть куда обществе стали пророческими. Изображения предоставлены РОСИЗО

Художница ушла из жизни в августе в Нью-Йорке, где подолгу жила в последние 30 лет, совмещая работу в заокеанской мастерской с преподаванием в московском ГИТИСе и массой выставок. К счастью, ещё до спекуляций об «отмене русской культуры» живопись Нестеровой увидели на двух континентах, а ее картины пополнили коллекции крупных музеев не только России, но и зарубежья, например немецкого Музея Людвига или Музея Гуггенхайма в США. Сейчас полсотни ее работ выставлены в московском зале РОСИЗО.

Истинная русская интеллигентка, при всей славе Наташа (так она просила себя называть вопреки возрасту) оставалась человеком закрытым и скромным. На попытки выведать тайны ее арт-вселенной отвечала воспоминаниями о родителях-архитекторах и главном своем учителе — дедушке, окончившем Московское училище живописи, ваяния и зодчества еще до революции. Впрочем, однокашник Роберта Фалька художник Николай Нестеров вряд ли мог представить, каким дерзким мастером станет белокурая девочка, какой железный характер таит ее манера держаться в тени. Теперь она, завершив земной путь, перешла из сонма «прижизненных классиков» (профессор РАТИ, лауреат Госпремии РФ и премии «Триумф», академик РАХ) во всеобщую историю искусства. Думать о Нестеровой в таком ключе печально, хотя сомнений в значимости ее фигуры не было еще с начала 1970-х, когда недавняя выпускница Суриковского института заявила о себе. За полвека ее творчество обрело характер столь масштабный и убедительный, что в его оценке едины традиционалисты и сторонники новейших течений.

Вдумчивый интроверт Нестерова сумела отразить различные грани человеческой натуры. В итоге ее картины переросли рамки конкретной страны или эпохи. В мегатему человечности вписан библейский цикл, где мощь образов достигает экспрессии Джотто. Вспоминается и кино — советское, мировое: Феллини, Пазолини, Антониони... Трагическое мироощущение, предчувствие катаклизмов — и карнавал, пиршество, гедонизм, за которыми автор наблюдает с горькой усмешкой, но никогда — с осуждением.

В библейском цикле художницы мощь образов сравнима с экспрессией Джотто

Первая посмертная экспозиция Нестеровой вобрала 50 холстов из фондов РОСИЗО, частных коллекций, а также из семьи автора: немало показано впервые. Сын привез даже кисточки и тюбики краски. С палитрой Наташу разлучила лишь тяжкая болезнь, одолев ее в тот же трагический для российского искусства год, что унес таких мэтров, как скульптор Леонид Баранов и график Олег Кудряшов.

Вероятно, РОСИЗО, быстро устроив выставку, оказался самым оперативным музеем в родном городе знаменитой художницы. Впрочем, знаменитой ли? Если ее имя — словно пароль в кругу профессионалов от коллег до коллекционеров и ученых, это совсем не означает признания среди масс. Современное искусство в современной же России, как правило, не любят и не ценят, надменно от него отворачиваясь — хорошо еще, если со словами «не понимаю». А то нередко звучит и самонадеянное: «И я так могу». Думаю, изучать феномен массового зрителя в России — задача для социологов и психологов. Сама же Нестерова «исследовала» соотечественников художественными методами, как явствует из полотен, неплохо познав особенности национального менталитета. Того самого, благодаря которому москвичи, как правило, равнодушно пробегают мимо дома в арбатском переулке, не подозревая, что здесь находилась мастерская выдающегося художника, да и о нем самом вряд ли догадываясь. В точности как персонажи картин Нестеровой, зачастую безвольные и апатичные, хотя и житейски ловкие, тянущиеся к наслаждениям, но чуждые красоте природы. Конечно, это свойственно не только россиянам: картины мастера складываются в гигантский панорамный портрет современника в целом, в анализ человека глобального. Однако в основе этого философского метода — пристальное внимание к окружающим, вылившееся в интереснейшие живописные метаморфозы. Это театр одного художника, загадочный и глубокий мир со сложной системой шифров. Трагизм и ожидание воли рока здесь уживаются с юмором и карнавалом — всё как в жизни, но и в настоящем искусстве, всегда неоднозначном и охраняющем тайну своего рождения.

Один из «грехов» современных художников — нежелание следовать принципу «как на фото». Наш человек приучен искать в картине реализм, что бы за этим словом ни скрывалось, и шарахаться от метафор, аллегорий, обобщений. Разумеется, не все зрители таковы, но сколь многих приходится убеждать в ценности живописи, далекой от механического копирования реальности. Именно такова манера Нестеровой: вскоре после института она «выпала» из парадигмы соцреализма, требуемой от советского художника, и ступила на путь реализма магического, обогащенного элементами экспрессионизма, сюрреализма и примитивизма, с налетом метафизики, абсурдизма и сатиры.

Уже глядя на один только этот автопортрет, трудно не проникнуться симпатией к нему и его создательнице

Неблагодарное это занятие — подбирать стилевые определения для тех из советских художников, которые задолго до гибели СССР стали взламывать официальный канон. Не всегда они сами могли объяснить словесно то, что творят кистью и резцом. Хотя отлично понимали, что подняли бунт. Иногда начальство творческих союзов мирилось с бунтарями — в такой обстановке осенью 1981 года в новом, только что отстроенном Центральном доме художника на Крымском Валу открылась «Выставка 23-х художников». Сегодня почти все они, включая и Нестерову — легенды позднесоветского искусства, а в ту пору герои «левого МОСХа» (МОСХ — Московское отделение Союза художников СССР, некогда могущественного творческого объединения, порождения советской идеологии). Эта группа молодежи не желала прославлять стройки коммунизма, хотя и соглашалась порой выполнять госзаказ. Сюжеты они предпочитали брать из литературы, из простых житейских реалий, из окружающего ландшафта, при этом говоря без пафоса и вне всякой госидеологии о частном человеке, не желающем позировать в комбинезоне космонавта или строителя БАМа, но отстаивавшем свою индивидуальность. Эти люди ходили по пустынной Москве, не похожей на столицу «самого передового государства», тихо пели под гитару что-то из Окуджавы, всем своим видом разрушая идейные стереотипы. И далеко не каждый был ангелом, о чем художники умели сказать. Так рождалось современное искусство, не стремившееся «сделать красиво» или воспеть режим, но ставившее в центре картины мира «маленького» человека со всеми его трудностями и слабостями. Новаторски смелый подход Нестеровой и ее товарищей лучше оценит тот, кто помнит километры беспроблемных полотен с изображением радостных советских трудящихся на ежегодных выставках в Манеже, проходивших вплоть до развала СССР.

Прошло больше сорока лет с того памятного выступления художников, когда зрители, хоть немного причастные к эволюции искусства, выносили с «Выставки 23-х» изумление необычностью высказывания каждого из участников, чудо освобождения, предчувствие перемен. И перемены в самом деле произошли, не только в искусстве. Но — чуть позже, так что лишь немногие смогли связать прежнее художественное потрясение с резко изменившимся политическим ландшафтом. Это вообще нечастое явление, когда зрителям и даже критикам сразу ясно, что таится внутри рамок холста. Поэтому сегодня, видя привычные знатокам персонажи Нестеровой, которые отвернулись друг от друга и от белого света, я пытаюсь отгадать, как удалось ей еще тогда, сорок лет назад, так точно поставить диагноз всей стране с ее проявившейся нынче в полную силу апатией, безволием и разобщением, с равнодушием к дальним и ближним?

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37306
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8412
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5139
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4213
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...