Известно: в принципе любой человек талантлив, просто не каждый об этом догадывается. Обнаружить и бережно дать прорасти зернышку таланта — задача не из простых. В начале сентября самое время напомнить, что школа нужна не только для того, чтобы дети грызли гранит науки, но и чтобы учителя в содружестве с родителями обнаружили и взрастили в ребенке способность творить. И книги вам в помощь!
Михаил Тарковский «42-й до востребования»
Эту книгу очень интересный сибирский прозаик Михаил Тарковский посвятил бабушке Марии Ивановне. То ли роман, то ли сборник короткой мемуарной прозы — не в этом суть. Главное — речь под этой обложкой идет о воспитании в человеке личности. Тарковский начинает повествование с раннего детства, когда сознание только начинает формироваться. Первые уроки доброты и любви к родной земле, которые преподнесла автору бабушка, оставляют долгое послевкусие, перед нами просто медовой густоты проза, заставляющая вспомнить Ивана Бунина, Ивана Шмелева, Константина Паустовского, традиции которых, как оказалось, вовсе не потеряны на изломах времен.
Возникают в детских мемуарах и герои, хорошо знакомые читающему народу. Это и всемирно известный кинорежиссер дядя Андрей, и дедушка Ася — поэт Арсений Тарковский. Особых сенсаций с извлечением скелетов из шкафа не ждите, но подробности той растаявшей в дымке жизни будут точно интересны и симпатичны читателю.
Клод Маккей «Банджо. Роман без сюжета»
Вообще-то Клод Маккей — классик литературы США, активно писавший в первой половине XX века. Он, конечно, не Хемингуэй, мы раньше о нем и слыхом не слыхивали. А между тем Маккей оказался из тех писателей, кто со временем становится только современнее и актуальнее. Именно он, Маккей, является одним из основателей литературного явления под названием «Гарлемский ренессанс». Суть его проста: чернокожие жители Гарлема и прочих гетто стали в художественной форме рассказывать о том, что с ними происходит. Получился портрет эпохи, репортаж, только написанный не с сияющих вершин, а с настоящего дна.
Вот и жизнь, которую ведет человек с банджо, герой «Романа без сюжета», явно не годится в качестве примера для подрастающего поколения. Парень слоняется по темным бандитским закоулкам французского порта Марсель в компании отбросов общества, постоянно попадает в сомнительные приключения, но при этом не прочь пофилософствовать. Написанные Маккеем типажи нам и раньше где-то встречались — то ли у Горького в хрестоматийной вещи «На дне», то ли у Генри Миллера и Чарльза Буковски, воспевавших бродяг. Но в «Романе без сюжета» все-таки сквозит надежда на лучшее: талант музыканта прорастает даже в самых зловещих портовых трущобах. Назло обстоятельствам.
Рик Рубин «Из ничего: искусство создавать искусство»
Об известном музыкальном продюсере Рике Рубине рассказывали, что он мог сделать звезду из кого угодно — хоть из уборщицы, зашедшей прибрать последствия вечеринки. И происходило это не посредством звонков «нужным людям», нет. Рубин умудрялся раскрывать в человеке творческое начало, да так, что тот начинал сам верить в то, что талантлив и до вершин ему рукой подать. Об «искусстве создавать искусство» он и рассказывает под этой обложкой. В качестве примеров к вам являются полтора десятка звезд с мировым именем. Кого-то Рубин «сделал» лично, кому-то помог вернуться к творческой жизни и обрести второе дыхание.
Это вовсе не мемуары, а скорее пособие, как шаг за шагом раскрыть и поддержать в человеке талант, что для этого надо предпринять в первую очередь, а что оставить на потом. Очень полезное, кстати, чтение для тех родителей, кто пока не догадывается, что их ребенок не лишен больших способностей.