В первый раз за полтора десятка лет фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», что неизменно проходил в последний уикэнд июля, «съехал» из-за пандемии со своего традиционного срока на начало осени. Зато, можно сказать, впервые так прямо обратился к собственной сути: действительно, как может арт-смотр, неотрывно связанный с местом своего зарождения – очаровательным калужским сельцом Никола-Ленивец, – обойтись без темы «Лень»?
Тема эта традиционно не чужая для нашей культуры. Вспоминаются и сказка «По щучьему веленью», и гончаровский «Обломов», и манифест Казимира Малевича «Лень как действительная истина человечества»… Лень, конечно, опасна, если захватывает человека целиком, но в ней также заложено много положительного. Прежде всего это возможность время от времени отходить от суеты и задумываться над философскими проблемами бытия. Как раз этот шанс нам щедро предоставил пандемический год. Правда, он же с его кризисными бюджетами и ограничил размах телодвижений – впрочем, какие телодвижения в пору лени? В итоге арт-проектов, обыгрывающих взаимодействие искусства с природой, на «Архстоянии-2020» (4-6 сентября) появилось заметно меньше, чем в прошлые годы.
Обстановка на фестивале креативная: приезжай, ленись, твори
Но все же они появились! Например, «Дом-антресоль» московского художника Алексея Луки. В обычной жизни этот молодой человек – представитель так называемого уличного искусства, но благодаря поддержке «Архстояния» ему удалось осуществить, не побоюсь слова, девелоперский проект – притом не выйдя из темы, поскольку построена эта авангардного вида избушка на краю живописного лесного овражка из сугубо местных, в значительной степени бэушных материалов, не потребовав ни больших денежных, ни трудовых затрат. А чем еще заниматься в доме с антресолью, на которой можно уединиться, как не созерцанием и творческой ленью? В будущем гости Никола-Ленивца, рассчитывает Алексей, именно за этим – покоем и самопогружением – и станут приезжать в его скромное сооружение. А пока для примера на терраске «работают лежа» два перформера, не реагируя ни на комаров, ни на бегающих рядом репортеров, ни на странноватую аудиоинсталляцию, сочетающую жужжание мух с железными голосами командиров каких-то военизированных парадов, видимо, символизирующими досадный «шум времени».
В другой, уже давно существующей в Никола-Ленивце лесной арт-избушке «Удаленный офис» художница Элина Куликова предлагает свое, на этот раз обонятельное представление «Что я делаю, когда мне лень». Элина уже не первый раз обращается к шоу запахов – например, ставила спектакль «Л.А.В.» («Летучие ароматические вещества»), где пахучая субстанция – это и действующее лицо (например, мужской или женский парфюм), и декорация (допустим, запах прелой листвы). Здесь же она повсюду развесила пузыречки с настойками – опять же, как нам объяснили, из сугубо местного сырья, нюхая которые, мы должны вовлекаться в некий сюжет… Какой именно – лично мне не открылось, хотя на размышления о том, сколько носов с их драгоценной микрофауной нюхали эту баночку до меня, навело. Спасибо хоть – все запахи приятные.
История, рассказанная художницей ароматов Элиной Куликовой, пахнет приятно, но непонятно
Дальше журналистов повели в таком темпе, что у меня, если честно, возникла легкая мешанина впечатлений от, допустим, «Беседки» воронежца Ивана Горшкова (шатер и будто вышедшие из заколдованного леса диковинные звери, сваренные из железа и крашенные красной краской), «Игры в корни» москвички Кати Финкельштейн (лужайка с пустой красной сценой, корнями деревьев вместо нот на пультах и размеченными площадками для свободных перформансов по мотивам старинных русских игр вроде «веревочки»), «Занавеса!» Марии Левченко и Степана Владовского (просто занавес советского ДКшного типа поперек лесной дороги) или «Гибридного архива» (полянка, где можно послушать рассказы многолетнего куратора «Архстояния» Антона Кочуркина и его столь же постоянного продюсера Юлии Бычковой о проектах прошлых лет)…
Выделился для меня из этой общей головокружительной массы лишь проект «Мы выйдем с тобой погулять в лес» драматурга Марии Кирсановой и режиссера Федора Елютина, где голос 8,5-летнего Феди Галкина в наушниках на протяжении получаса сопровождает тебя в путешествии по одной из дремучих никола-ленивецких опушек. Ты за это время узнаешь самую большую Федину гордость (быстрее всех бегает), самый главный стыд (нечаянно убил лягушку) и самую главную тайну (сказать не могу, потому что Федя потребовал клятвы о неразглашении). А в ответ на Федины вопросы ты рассказал ему о своем самом-самом… Идея нехитра, и текст не всегда «золотом по граниту», но сам эффект общения с ребенком, да еще на фоне заповедного леса, чьи хочешь мысли и чувства прочистит...
После этого на перформанс «Симбионт» Николая Голикова и Владимира Ермаченкова в павильоне «Функциональное мычание» я просто не успел. Вышло лишь добежать до объекта «Красный лес» знаменитого художника Игоря Шелковского, выстроенного при поддержке московского Музея Анатолия Зверева (AZ), и оценить выразительность этого моста с красными остроугольными деревянными фермами посреди лесной чащи.
«Красный лес» с деревянным мостом Игоря Шелковского - самый броский объект «Архстояния - 2020»
Самое же главное – что фестиваль несмотря на трудности времени жив. Что никто из застройщиков окрестных коттеджных поселков пока на 600 гектаров арт-парка «Никола-Ленивец» не покусился (в этом, слава богу, помогает и статус здешнего Национального парка «Угра»). И что сохраняется это уникальное содружество местных крестьян с колонией художников, основанной знаменитым Николаем Полисским, которому удалось в своем, как он говорит, «арт-колхозе» утвердить принцип: строить выгоднее, чем разрушать.