Главная Культура 22:28 07 Августа 2016 3310
Девятый вал на Крымском

Третьяковская галерея ждет «на Айвазовского» не менее 300 тысяч зрителей

Елена Широян

Ровно неделю открыта в Третьяковке выставка Айвазовского. Двухсотлетие маэстро наступит лишь в 2017 году, основные торжества состоятся в Русском музее, хранящем крупнейшую коллекцию работ главного русского мариниста. Зато ГТГ празднует юбилей раньше, впервые устроив в своих стенах масштабную ретроспективу самого знаменитого уроженца Крыма. Впрочем, собранные по 16 музеям 120 картин и 55 рисунков — просто образец умеренности, если вспомнить о плодовитости Айвазовского. Как шутят специалисты, из 6 тысяч написанных им картин 12 тысяч находятся за рубежом...

В самом деле, кто способен подсчитать количество его полотен в разных дальних коллекциях? Славный виртуоз кисти и пера без устали путешествовал, выставлялся в Европе и США, писал едва успевший открыться Суэцкий канал, Ниагарский водопад, виды Константинополя для элиты Османской империи и собственный портрет — для галереи Уффици... Сам факт участия в проекте лишь одного зарубежного музея, из Еревана, подтверждает: художник нынче дорог. В буквальном, денежном смысле: запредельных сумм стоят страховка, доставка экспонатов. А впрочем, зачем нам тысячи картин, когда и от сотни посетителя укачивает?

Как театр начинается с вешалки, так выставка Айвазовского — с лестницы, на которую иному ступить страшно. По воле дизайнеров на ступеньки проецируется изображение беспокойных вод морских, а из динамиков разносится шум волн. Надеясь переменить отношение к маэстро, которого далеко не все считают великим художником, а иные даже имеют дерзость упрекать в салонности и самоповторах, кураторы смело связали его творчество с молодой порослью. За таковую выступает группа «Синий суп», поднаторевшая в видеоарте и выдавшая фантазию на тему полотна классика «Черное море».

Кстати, на вернисаже директор Национальной галереи Армении подчеркнул, что, хотя Айвазовский чистокровный армянин, мастер он совершенно русский. А осмотр выставки убеждает: еще и интернациональный. Он отлично усвоил секреты жанра марины от учителей — немца и француза, а в дальнейшем поразил даже такого гения, как англичанин Тернер. Не в этой ли чарующей нездешности — ответ на вопрос, почему в России так любят Айвазовского? В детстве большинство экс-советских людей ездили на море, которое воплощало самое прекрасное — и купание-загорание на ярком солнце, в наших широтах непривычном, и обилие фруктов, и романтический порыв к свободе. Но с теплым морем ассоциируются не только идеалы прекрасного, привнесенные в искусство России из Италии и Франции. Это еще и привкус имперской славы. Выход к Черному морю при Екатерине II был почти столь же важен, как прорыв Петра I на Балтику. Мощь русского флота воспевал и Айвазовский, с 1844 года художник Главного морского штаба, которого император Николай I назвал «царем моря».

Замеченный в юности Пушкиным, поддержанный Брюлловым, знакомец Гоголя и адмиралов Нахимова и Лазарева, ставших персонажами его картин, художник преуспел в карьере: он дослужился как до звания академика и профессора живописи, так и до титула действительного тайного советника, что равносильно чину адмирала. Но в личности этого везунчика, появившегося на свет в бедной семье, рисовавшего на любом обрывке бумаги или беленой стене, подкупает иное. Древняя Феодосия благодаря самому знаменитому своему жителю и настоящему меценату получила школы, концертный зал, музей, картинную галерею и даже фонтан. Патриотизм всероссийского масштаба, несомненно, присущий Айвазовскому, не должен заслонять его приверженности малой родине.

Эту выставку Третьяковка объявила самой долгожданной в сезоне, и справедливо: Айвазовского любят стар и млад, что бы там ни писали критики. И дело не только в том, что репродукции его картин все помнят по школьным учебникам, а позже — по газетам и выставкам в качестве топ-лотов заграничных аукционов, где наш маринист нередко бьет рекорды и уходит за миллионы нерусских денег. Важно другое: в его картинах, заряженных сильными эмоциями, зритель видит воплощение мечты, побуждающей уноситься из скучной повседневности в пространство вольной стихии.

Пожалуй, правы те, кто острит по поводу «импортозамещения в картинах». Но можно тут разглядеть еще и курортозамещение. «Куда все идут, ведь они должны сейчас уехать на море или на дачу?» — спросила меня подруга, удивленная зрительским энтузиазмом. Тридцать лет она работает в Третьяковке, но не припомнит, чтобы ажиотаж начинался с первых же дней выставки. С утра пораньше у здания на Крымском Валу клубятся сразу две очереди: в одной счастливые обладатели электронных билетов, в другой — те, у кого билетов нет вообще, но есть надежда их обрести. Спокойствие, только спокойствие, господа. Увидеть ретроспективу великого мариниста смогут все желающие, уверены в галерее. Надо просто вовремя запастись точно выбранным местом на конвейере, который каждые полчаса впускает на выставку 250 человек. Умножьте эту цифру на число часов работы ГТГ, в различные дни недели то до шести вечера, то аж до девяти, и вы получите примерное количество счастливцев, кому удастся удовлетворить жажду прекрасного. Как минимум это 300 тысяч, запланировали в Третьяковке, но, помня о полумиллионе посетивших выставку Серова, можно предположить, что и это не предел.

Еще в глубине души, не сомневаюсь, третьяковцы надеются на то, что часть устремившихся к Айвазовскому заглянет и в экспозицию искусства ХХ века. Это за рубежом русский авангард чрезвычайно востребован, у нас же эти залы обычно полупусты. Правда, нужны недюжинные силы, чтобы отправиться дальше по музею, после того как отстоял у входа очередь, где меняют электронный билет на настоящий, а затем в вестибюле перед запуском в зал, уже битком набитый. Навигация средь бурных волн и пламенеющих закатов, на фоне мореходных приборов и архивных фото тоже требует немалой энергии. Ну хоть так: вроде бы и на идиллическом юге побывал, куда пока не сумел доехать, и кино почти посмотрел. Символично, что Айвазовский дожил до рождения кинематографа: ему, как и его кумиру Карлу Брюллову, этот вид искусства был бы невероятно близок. Ведь что может быть кинематографичнее моря, мерцающего и переливающегося на этих картинах?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9488
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7186
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?